Колесная ходовая часть трактора и одноосного тягача. Часть 1.

Колесная ходовая часть трактора и одноосного тягача. Часть 1.

Колесная ходовая часть трактора и одноосного тягача

Часть 1

Преимущества колесных машин состоят в реализации более высоких рабочих (1,5 м/с) и транспортных (до 11 м/с) скоростей движения, возможности самостоятельного перемещения с объекта на объект, лучших условий труда машинистов.

К недостаткам колесной ходовой части относятся высокое удельное давление на грунт (0,15...0,7 МПа), меньшая развиваемая сила тяги при одинаковой массе машин, худшая проходимость в условиях бездорожья.

Колесные тракторы и одноосные тягачи снабжены однотипной ходовой частью, которая включает в себя раму, подвеску и колеса.

Ниже рассмотрена колесная ходовая часть одноосного тягача.

Рама тягача МоАЗ-546П (рис. 41) представляет собой сварную конструкцию, состоящую из трех продольных лонжеронов 1, 2, 5 и трех поперечных связей 3, 8, 9, замыкающих лонжероны. Передняя связь 3 служит бампером одноосного тягача. Средняя поперечина 8 представляет собой мощную балку коробчатого сечения, в которой предусмотрено сверление для установки пальцев продольной оси 7 седельно-сцепного устройства. Емкость связи 8 используют в качестве гидробака гидросистемы рулевого управления тягача и рабочего оборудования. На лонжеронах предусмотрены кронштейны и места крепления двигателя, коробки передач, подвески и других элементов тягача.

Рама одноосного тягача МоАЗ-546П
Рис. 41. Рама одноосного тягача МоАЗ-546П: 1, 2, 5 — лонжероны, 3, 8, 9 — поперечные связи, 4 — ящик для аккумуляторов, 6 — кронштейн амортизатора, 7 — ось, 10, 11 — кронштейны рессор

Подвеску (рис. 42) устанавливают в самоходных машинах, работающих в тяжелых дорожных условиях и испытывающих вертикальные колебания. Для снижения воздействия их на машиниста предусматривают эластичную подвеску.

Рама 6 одноосного тягача МоАЗ-546П опирается на ведущий мост 5 через две листовые рессоры 1 подвески. К мосту 5 рессоры прикреплены стяжными болтами 2, а к кронштейнам рамы б тягача — пальцем 3 и упорным болтом 7. Для гашения вертикальных колебаний моста на рессорах в конструкции подвески предусмотрены гидравлические амортизаторы 4 двустороннего действия, прикрепленные к раме тягача и балке ведущего моста с помощью пальцев.

Подвеска (а) и гидравлический амортизатор (б) тягача МоАЗ-546П
Рис. 42. Подвеска (а) и гидравлический амортизатор (б) тягача МоАЗ-546П: 1 — рессора, 2, 7 — болты, 3 — палец, 4 — амортизатор, 5 — ведущий мост, 6 — рама тягача, 8, 9, 13, 15 — гидроклапаны, 10 — поршень, 11 — пробка, 12 — гидродроссель, 14 — шток

При подъеме рамы относительно моста амортизатор растягивается (ход отбоя), поршень 10 поднимается и жидкость из полости В через калиброванное отверстие гидродросселя 12 с сопротивлением перетекает в полость Г. При подъеме поршня объем, занимаемый им в полости Г, больше, чем в нее перетекает жидкости через гидродроссель 12. Для пополнения объема в полости Г часть жидкости по сверлению в штоке 14 через компенсационный переливной гидроклапан 8 перетекает из полости Б.

При ходе сжатия жидкость из полости Г через гидродроссель 12 и обратный гидроклапан 9 перетекает в полость В. Часть жидкости через клапан 8 попадает обратно в полость Б.

Сопротивление ходу сжатия ограничивают предохранительные гидроклапаны 13 и 15.

На одноосном тягаче БелАЗ-531 установлена пневмогидравлическая подвеска (рис. 43). Упругим элементом являются пневмогидравлические цилиндры 6, установленные между рамой 2 тягача и ведущим мостом 4, который прикреплен к раме 2 четырьмя реактивными штангами 3 и 1. Для компенсации перекосов цилиндры подвески и штанги снабжены шарнирами со сферическими подшипниками 7, 9 и 14. Цилиндры подвески воспринимают только вертикальные нагрузки на тягач, а тяговое усилие воспринимается продольными штангами 1 и 3. Боковые силы передаются поперечной штангой 5.

Подвеска (а) и цилиндр подвески (б) тягача БслАЗ-531
Рис. 43. Подвеска (а) и цилиндр подвески (б) тягача БелАЗ-531: 1, 3, 5 - штанги, 2 - рама, 4 - ведущий мост, 6 - пневмогидроцилиндр, 7, 9, 14 - подшипники, 8 - палец, 10 - клапаны для заправки, 11-13, 16 - трубки, 15 - шток, 17 - гидроклапан, 18 - поршень, 19 - цилиндр

Пневмогидравлический цилиндр состоит из основного цилиндра 19 и поршня 18 с пустотелым штоком 15. Полость В штока 15 и кольцевая полость Б под поршнем заполнены рабочей жидкостью. Эти полости соединены двумя трубками 12 и 16 с обратным гидроклапаном 17.

Полость Г над поршнем и верхняя часть полости штока 15 — полость В — заполнены рабочим газом. Заполняют полости под давлением соответственно через заправочные трубки 11 и 13. Газ в полости В давит на рабочую жидкость этой полости (через жидкость по трубкам 12 и 16). При этом давление передается жидкости в полости Б под поршнем.

Таким образом, поршень 18 цилиндра находится под давлением газа с одной стороны (полость Г) и давлением рабочей жидкости, вызванным подпором сжатого газа, с другой стороны (полость Б). В полость Г над поршнем заливают слой масла высотой до 200 мм для смазывания рабочих поверхностей и предотвращения утечки газа через уплотнения в поршне.

Пневмогидравлическая подвеска работает следующим образом. При опускании рамы тягача поршень 18 поднимается и сжимает газ в полости Г, что создает упругое сопротивление ходу. В это же время рабочая жидкость перетекает по трубкам 12 и 16 из полости В в полость Б (объем которой увеличивается) и уменьшается давление газа в полости В. При обратном ходе поршня давление газа в полости Г уменьшается, а в полости В увеличивается, создавая тем самым упругое противодавление.

Таким образом, возникающие колебания при движении тягача по неровной дороге смягчаются в пневмогидравлических цилиндрах путем изменения давления газа в противоположных полостях.

Гасятся колебания при ходе сжатия за счет того, что рабочая жидкость в полость Б попадает по трубкам 12 и 16, а в момент отбоя — только через калиброванное отверстие в трубке 12, так как трубка 16 заперта обратным гидроклапаном 17. Это обуславливает необходимое сопротивление перетеканию рабочей жидкости и способствует гашению колебаний.

В качестве рабочего газа используют азот, заправляемый в цилиндр под давлением до 5 МПа, в качестве рабочей жидкости — веретенное масло.



Возврат к списку