Автомобиль МАЗ. Гидроусилитель рулевого управления.

Автомобиль МАЗ. Гидроусилитель рулевого управления.

Гидроусилитель рулевого управления автомобиля МАЗ

Схема гидроусилителя руля показана на рис. 42.

Гидроусилитель автомобиля МАЗ представляет собой агрегат, состоящий из распределителя и силового цилиндра в сборе. Гидравлическая система усилителя включает насос, установленный на двигателе автомобиля МАЗ, бачок для масла, трубопроводы и шланги.

Рулевой механизм автомобиля МАЗ-500А
Рис. 42. Рулевой механизм автомобиля МАЗ-500А: 1 — корпус золотника- 2 — золотник- 3 — стакан распределителя- 4 — корпус шарнира- 5 — силовой цилиндр- 6 — поршень- 7 — продольная тяга- 8 — палец продольной тяги- 9 — палец сошки- 10 — пробка ограничителя- 11 — гайка корпуса шарниров- 12 — сливная магистраль- 13 — нагнетательная магистраль- I — нейтральное положение- II — поворот в левую сторону- III — поворот в правую сторону

Распределитель состоит из корпуса 1, золотника 2, корпуса шарниров 4 со стаканом 3, шаровыми пальцами 8 и 9.

Распределитель регулирует поток жидкости, поступающей из насоса в силовой цилиндр. При работающем насосе жидкость постоянно циркулирует по замкнутому кругу: насос — распределитель — бачок — насос.

Силовой цилиндр гидроусилителя соединен с корпусом шарниров распределителя с помощью резьбового соединения. Цилиндр имеет поршень 6 со штоком, на конце которого расположена шарнирная головка для крепления на раме. Наружная часть штока защищена от загрязнения гофрированным резиновым чехлом.

При работающем двигателе автомобиля МАЗ насос непрерывно подает в гидроусилитель масло, которое в зависимости от направления движения автомобиля либо возвращается обратно в бачок, либо подается в одну из рабочих полостей силового цилиндра 5. Другая полость при этом соединена через сливную магистраль 12 с бачком.

Давление масла через сверления в золотнике 2 всегда передается в реактивные камеры и стремится установить золотник в нейтральное по отношению к корпусу положение.

При прямолинейном движении автомобиля МАЗ (положение I) масло подается насосом по нагнетательному шлангу 13 в крайние кольцевые полости распределителя, а оттуда через зазоры между кромками канавок золотника и корпуса — в среднюю кольцевую полость и далее по сливной магистрали 12 в бачок.

При повороте рулевого колеса сошка руля через шаровой палец 9 перемещает золотник в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе золотника разобщаются, и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, производя перемещение цилиндра относительно поршня. Движение цилиндра передается управляемым колесом через шаровой палец 8 и связанную с ним продольную рулевую тягу.

Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник останавливается, а корпус золотника надвигается на золотник и устанавливается в нейтральное положение. Поворот управляемых колес автомобиля прекращается.

Гидравлический усилитель руля обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес автомобиля необходимо перемещение золотника всего от 0,4 до 0,6 мм. Давление в рабочей полости силового цилиндра увеличивается с повышением сопротивления повороту колес. Одновременно увеличивается давление в реактивной камере золотника. Под действием этого, давления золотник постоянно стремится вернуться в нейтральное положение.

Чем больше сопротивление повороту колес, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в нейтральное положение, тем больше и усилие на рулевом колесе МАЗ.

Для возможности управления автомобилем МАЗ при неработающем усилителе (например, при буксировке) в корпусе распределителя установлен обратный клапан, перепускающий жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.

В системе гидроусилителя имеется предохранительный клапан, установленный на силовом цилиндре. Клапан отрегулирован на заводе на давление в системе 80-90 кг/см2. Регулировка клапана в автохозяйствах запрещается.

Следует иметь в виду, что допускается лишь кратковременная работа рулевого управления МАЗ при неработающем усилителе, так как при этом значительно возрастает усилие на рулевом колесе и увеличивается его свободный ход. Скорость движения автомобиля с неработающим усилителем не должна превышать 20 км/час.

Насос гидроусилителя рулевого управления шестеренчатого типа НШ-10Е (рис. 43) установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие от коленчатого вала двигателя посредством клинового ремня. Бачок для рабочей жидкости устанавливается на рамке радиатора. Конструкция насоса и уход за ним аналогичны конструкции и уходу за насосом НШ-32УП (см. раздел «Механизм подъема платформы автомобиля-самосвала»).



Возврат к списку