Гидромеханические передачи трактора Т-330 и одноосного тягача БелАЗ-531. Часть 2.

Гидромеханические передачи трактора Т-330 и одноосного тягача БелАЗ-531. Часть 2.

Гидромеханические передачи трактора Т-330 и одноосного тягача БелАЗ-531

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

При выключении гидрораспределителя рабочая жидкость перепускается на слив, давление в поршневой полости падает, диски под действием пружин 22 и 28 разводятся и шестерня 7 свободно вращается на подшипниках относительно вала 12.

С помощью фрикционов можно переключать передачи очень быстро и без остановки машины.

Дополнительная коробка предназначена для увеличения числа скоростей и имеет два диапазона — понижающий (рабочий) и прямой (транспортный). Таким образом, общее число передач гидромеханической передачи составляет 6 вперед и 2 назад. Конструктивно дополнительная коробка подобна рассмотренным ранее механическим коробкам передач, но отличается тем, что диапазоны переключаются пневмоцилиндром, воздействующим на зубчатую муфту.

Гидротрансформатор с коробкой передач тягача БелАЗ-531
Рис. 27. Гидротрансформатор с коробкой передач тягача БелАЗ-531: 1 — муфта, 2 — реакторы, 3 — турбина, 4 — насос, 5 — муфта свободного хода, 6 — ступица, 7, 21 — ведущая и ведомая шестерни первой передачи, 8, 11, 20 — фрикционы первой, второй и третьей передач, 9, 19 — ведущая и ведомая шестерни третей передачи, 10, 18 — ведущая и ведомая шестерни второй передачи, 12, 15 — валы, 13, 16 — ведущая и ведомая шестерни заднего хода, 14 — шестерня дополнительной коробки, 17 — фрикцион заднего хода, 22, 28 — пружины, 23, 24, 25 — диски, 26 — рычаг, 27 — поршень, 29 — барабан, 30 — ролики, 31, 32 — обоймы

Последовательность включения коробки передач тягача БелАЗ-531 легко проследить по кинематической схеме (см. рис. 26). При передвижении зубчатой муфты 8 дополнительной коробки 7 вправо включается рабочий диапазон. Первая передача этого диапазона, включаемая фрикционом 5, определяется последовательным зацеплением шестерен z1, z2, z10, z11, z12, z14, вторая передача, включаемая фрикционом 6, — шестерен z3, z4, z10, z11, z12, z14, третья, включаемая фрикционом 10, — z5, z6, z10, z11, z12, z14, задний ход, включаемый фрикционом 9, — шестерен z7, z8, z9, z10, z11, z12, z14. Вращение шестерни z14 выходного вала коробки 7 в обратную сторону по сравнению со всеми предыдущими передачами обусловлено тем, что шестерни z9 и z7 зацепляются через паразитную шестерню z8, изменяющую направление вращения выходного вала коробки 4.

При передвижении зубчатой муфты влево включается транспортный диапазон и все передачи коробки 4 передаются через зацепление шестерен z10, z11, z13 коробки 7.

Гидравлическая система гидромеханической передачи (рис. 28) предназначена для включения фрикционов, питания гидротрансформатора и смазывания подшипников.

Гидравлическая система состоит из двух гидролиний.

Гидролиния А включения фрикционов (главная) получает питание от насоса 1, который из гидробака 20 подает масло под давлением до 0,6 МПа к главному гидрораспределителю 12, а также к гидрораспределителям 15 и 14 управления соответственно фрикционами коробки и отбора мощности.

Для включения первой передачи машинист с пульта управления включает электромагнит Г гидрораспределителя 15. Толкатель электромагнита перемещает золотник гидрораспределителя так, что масло из гидролинии А по линии Б попадает в полость В и далее в полость Д гидрораспределителя 12 (пунктирные стрелки на рисунке).

Под давлением жидкости от гидрораспределителя 15 управления золотник гидрораспределителя 12 перемещается влево и соединяет полости Е и Ж, открывая доступ масла к фрикциону 10 первой передачи и тем самым включая его.

При нейтральном положении масло, поступающее в гидрораспределители 12, 14 и 15, сливается в картер коробки передач.

Гидравлическая система гидромеханической передачи
Рис. 28. Гидравлическая система гидромеханической передачи: 1 — главный насос, 2 — гидродроссель, 3 — насос гидротрансформатора, 4, 19 — гидроклапаны, 5 — редукционный гидроклапан, 6, 18 — гидролинии, 7 — охладитель, 8 — фильтр, 9 — гидротрансформатор, 10, 11, 17 — фрикционы первой, второй и третьей передач, 12, 14, 15 — гидрораспределители, 13, 16 — фрикционы отбора мощности и заднего хода, 20 — гидробак

В случае повышения давления в главной гидролинии сверх 0,65 МПа срабатывает редукционный гидроклапан 5, перепускающий часть масла в гидролинию гидротрансформатора. Если редукционный гидроклапан неисправен и давление в главной гидролинии составляет 1,9...2,2 МПа, то срабатывает предохранительный гидроклапан 19, перепускающий поток масла на слив.

В гидролиниях питания гидротрансформатора и смазывания масло подается из гидробака 20 насосом 3 и по сверлениям в картерах и ватах поступает в рабочую полость гидротрансформатора и к подшипникам.

Давление масла перед гидротрансформатором ограничивается до 0,5 МПа с помощью предохранительного гидроклапана 4, который при повышении давления перепускает масло во всасывающую гидролинию насоса.

Из гидротрансформатора масло для очистки попадает в фильтр 8, затем в охладитель 7 и на слив. При сильном засорении фильтра срабатывает встроенный в него перепускной гидроклапан, отрегулированный на давление до 0,25 МПа.

Для смазывания подшипников согласующего редуктора и дополнительной коробки предусмотрены соответственно гидролинии 6 и 18.

Масло, поступающее к подшипникам, проходит через калиброванные отверстия (гидродроссели 2), с помощью которых в гидролиниях смазывания поддерживается давление около 1 МПа. Зубья шестерен и другие детали смазывают путем разбрызгивания масла.

Все гидроклапаны гидромеханической передачи отрегулированы на заводе-изготовителе. Поэтому разборка и регулирование их разрешается только квалифицированному персоналу в случае, если установлены неисправности. Регулируют гидроклапаны винтами, поджимающими пружины.



Возврат к списку