Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя ЗМЗ-53-11. Часть 2.

Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя ЗМЗ-53-11. Часть 2.

Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя ЗМЗ-53-11

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Притирка клапанов. Перед притиркой клапана необходимо убедиться в отсутствия коробления его тарелки, прогорания фаски и т.д. При наличии этих дефектов одной притиркой восстановить рабочие поверхности невозможно, поэтому такой клапан необходимо заменить новым или отремонтировать.

Притереть клапана, используя притирочную насту, составленную из одной части микропорошка М20 и двух частей масла И-20А.

После шлифования и притирки клапанов все газовые каналы, а также места, куда могла попасть абразивная пыль, должны быть тщательно очищены и продуты сжатым воздухом.

Поршневые кольца. Упругость компрессионных колец, сжатых стальной лентой до зазора в стыке 0,4 мм, должна быть 1,75-2,5 даН (1,75-2,5 кгс).

С увеличением износов нарушается правильная геометрическая форма гильз цилиндров, увеличиваются зазоры в стыках колец, а также зазоры между кольцами и кольцевыми канавками в поршне- упругость колец сильно падает. Все это приводит к нарушению их герметизирующей способности. С увеличением износа возрастает и количество газов, проникающих в картер двигателя.

Изношенные поршневые кольца заменяются новыми. Выпускаемые заводом для этой цели ремонтные кольца отличаются от стандартных только наружным диаметром.

Кольца ремонтного размера можно устанавливать в изношенные цилиндры ближайшего меньшего ремонтного размера (в пределах 0,5 мм), подпилив их стыки до получения нужного зазора в замке (0,3-0,6 мм).

Зазор подгоняется обязательно на том цилиндре, в котором будет работать данное кольцо. При подгонке необходимо следить за тем, чтобы кольцо не было перекошено в цилиндре, а лежало в плоскости, перпендикулярной к его оси (рис. 45). Подпиливать стыки колец надо таким образом, чтобы их плоскости при сжатом кольце были параллельны. Этой операции должно уделяться серьезное внимание.

Подбор поршневых колец по цилиндру
Рис. 45. Подбор поршневых колец по цилиндру

Поршневые кольца имеют зазоры между торцами и стенками поршневых канавок, При установке на новый поршень зазоры следует проверять. Проверка производится щупом, вводимым в боковой зазор в нескольких местах по окружности кольца и поршня при вставленном в канавку поршня кольце, как показано на рис. 46.

Если боковой зазор недостаточен, то следует, убедившись сначала, что поршневые канавки в поршне свободны от забоин и заусениц, слегка потереть кольцо о лист мелкозернистой наждачной бумаги, положенной на проверочную плиту, и делать это до тех пор, пока между торцом кольца и стенкой канавки можно будет завести щуп надлежащей толщины.

Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне
Рис. 46. Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне

Если зазор между кольцом и стенкой канавки будет больше 0,15 мм, то необходимо заменить поршень новым.

Поршни. Необходимость замены поршней вызывается: увеличением зазора между поршнем и цилиндром, что приводит к стукам поршней- износом отверстия под поршневой палец, что приводит к стукам поршневых пальцев- износом канавок под поршневые кольца, что приводит к потере компрессии и повышенному расходу масла.

Увеличение зазора между поршнем и гильзой цилиндра происходит, в основном, из-за износа цилиндра- износ юбки поршня бывает обычно незначительным.

Основной причиной, определяющей необходимость замены поршней, является износ канавок под поршневые кольца. Увеличенный зазор между канавкой и кольцом способствует интенсивному перекачиванию масла в надпоршневое пространство.

При больших износах поршневых канавок замена одних только колец не дает положительных результатов, поэтому, если зазоры между торцом кольца и канавкой в поршне больше 0,15 мм, необходимо производить замену поршней и колец новыми.

Замену поршней необходимо производить о подбором их по гильзам, в которых они могут работать.

Подбор порошей осуществляется по усилию протягивания ленты-щупа между поршнем к гильзой (Рис. 47). Лента-щуп закладывается между гильзой и поршнем по всей длине его юбки. Усилие при протягивании ленты-щупа должно быть 3,4-4,5 даН (3,4-4,5 кгс) для новых гильз и поршней и 2-3 даН (2-3 кгс) для гильз и поршней, бывших в употреблении. Подбор поршней производится обязательно без поршневых пальцев при нормальной комнатной температуре (20°С). Если по каким-либо причинам подбор приходится делать при температуре, отличной от комнатной, то усилие протягивания ленты должно быть ближе к верхнему пределу при температуре выше 20°С и ближе к нижнему пределу при температуре ниже 20°С.

Подбор поршней к цилиндрам
Рис. 47. Подбор поршней к цилиндрам

После подбора поршни необходимо замаркировать в соответствии с номерами цилиндров, к которым они подобраны.

Шатуны. В шатунах износу подвергаются только втулки верхней головки. Ремонт шатуна, в основном, сводится к замене втулки и развертыванию ее отверстия до необходимых размеров (под стандартный или ремонтный размер пальца).

В запасные части втулки верхней головки шатуна поставляются со стандартным наружным диаметром и для запрессовки их в шатун никакой предварительной обработка не требуется.

При запрессовке необходимо лишь обеспечить совпадите отверстия во втулке с отверстием в головке шатуна. После запрессовки в шатун втулку следует прогладить брошью для обеспечения лучшего прилегания ее к внутренней поверхности верхней головки шатуна. Диаметр отверстия после этой операции должен быть 24,3 мм +0,045 мм.

Для обеспечения правильной посадки пальца в шатуне отверстие под палец должно быть обработано с допуском +0,007/-0,003 мм от номинального размера.

Окончательную обработку отверстия необходимо производить очень тщательно: конусность и эллипсность - не более 0,005 мм. Обработку шатуна следует производить в кондукторе соответствующей конструкции. Расстояние между осями отверстий верхней и нижней головки шатуна должно быть 156 мм ±0,05 мм, оси отверстий должны быть параллельны друг другу в двух взаимно перпендикулярных плоскостях в пределах 0,03 мм на длине 100 мм.



Возврат к списку