Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя ЗМЗ-53-11. Часть 1.

Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя ЗМЗ-53-11. Часть 1.

Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя ЗМЗ-53-11

Часть 1

Гильза. Проверке на износ подлежат, прежде всего, гильзы цилиндров, которые в результате естественного износа приобретают по длине форму конуса, а по окружности - форму овала.

Наибольшей величины износ достигает в верхней части гильзы, против верхнего компрессионного кольца- наименьшей - в нижней части, против маслосъемного кольца.

Износ гильз цилиндров 0,3 мм является предельно допустимым. При больших износах двигатель дымит, расходует много масла и теряет мощность, кроме того, прогрессивно нарастает износ шеек коленчатого вала.

Ремонтные размеры гильз при ремонтном интервале в 0,5 мм приведены в таблице I.

После третьего ремонтного размера гильза должна быть заманена новой, стандартного размера.

Таблица 1. Ремонтные размеры гильз

Ремонтный размер
Внутренний диаметр гильзы, мм
I
92,5
II
93,0
III
93,5

Направляющие толкателей. Необходимость в смене толкателей вызывается, главным образом, увеличением зазоров между толкателем к направляющей в блоке в результате износа, что приводит к стукам в этом сопряжении. Допустимый предельный размер направляющих не должен превышать Ø- 25,05 мм. Для двигателя автомобиля ГАЗ-53-12 в запасные части выпускаются толкатели только стандартного размера, поэтому при износе направляющих в блок цилиндров необходимо ставить ремонтные втулки.

Ремонтные втулки следует изготавливать из алюминиевого сплава или бронзы. Размеры втулок: наружный диаметр 30+0,145/+0,100 мм- внутренний диаметр (с припуском под развертку после запрессовки в блок) 24,5+0,1 мм- длина втулки - 41 мм. Отверстие в блоке под запрессовку втулки должно быть раззенковано, а затем развернуто до диаметра 30+0,03 мм. Перед запрессовкой втулок рекомендуется нагреть блок до температуры 90-100°С. После запрессовки втулки развертываются до диаметра 25+0.023 мм, чистота обработки 0,5.

Втулки распределительного вала. Втулки распределительного вала поступают в запасные части полуобработанными. Кроме растачивания или развертывания внутреннего диаметра, они не требуют никакой обработки. Размеры наружного диаметра полуобработанных втулок такие же, как и у втулок стандартного размера, поэтому полуобработанные втулки должны запрессовываться в отверстия блока без какой-либо механической обработки.

При запрессовке втулок надо строго следить за совпадением отверстий в них с соответствующими масляными каналами в блоке.

Окончательное растачивание или развертывание внутреннего диаметра втулок должно производиться после запрессовки их в блок. Чтобы обеспечить соосность втулок, их следует обрабатывать одновременно при помощи длинной и жесткой борштанги с насаженными на нее по числу опор резцами или развертками.

За базу при обработке необходимо принять гнезда коренных подшипников. Параллельность осей распределительного и коленчатого валов должна быть в пределах 0,05 мм на всей длине блока, а расстояние между указанными осями должно быть 125,5 мм +0,025 мм. Чтобы обеспечить надлежащие зазоры в подшипниках, все отверстия должны быть обработаны с допуском +0,050/+0,025 мм от номинального диаметра. Поверхность обработанных втулок должна быть чистой и гладкой.

Головки цилиндров. Проверять и ремонтировать в головках цилиндров нужно вставные седла клапанов и направляющие втулки.

Необходимо проверить, нет ли трещин и следов начала прогорания вставных седел клапанов, а также проверить сохранность направляющих втулок.

От концентричности седла отверстию в направляющей втулке зависит плотность посадки клапана, что влияет на мощность и экономичность двигателя и долговечность клапана. Концентричность седла измеряется индикаторным приспособлением (рис. 42). Измерение производят, базируясь по отверстию в направляющей втулке клапана. Допустимое биение - на более 0,05 мм.

Измерение концентричности седла клапана относительно оси направляющей втулки
Рис. 42. Измерение концентричности седла клапана относительно оси направляющей втулки

Если зазор между стержнем клапана и его направляющей втулкой более 0,25 мм, то направляющую втулку клапана необходимо заменить новой.

В запасные части выпускаются только клапаны стандартных размеров, а направляющие втулки - с внутренним диаметром, уменьшенным на 0,3 мм. Припуск 0,3 мм дается для развертывания под окончательный размер после запрессовки в головку цилиндров.

Изношенную направляющую втулку выпрессовывают с помощью специальной выколотки, как показано на рис. 43. Втулка запрессовывается со стороны коромысел с помощью специальной упорной оправки.

Выпрессовка направляющих втулок клапанов
Рис. 43. Выпрессовка направляющих втулок клапанов

После запрессовки втулки отверстие необходимо развернуть до диаметра 9+0,022 мм для впускных клапанов и 11,0+0,022 мм для выпускных клапанов.

Седла клапанов удаляют фрезерованием твердосплавными зенкерами.

Перед установкой ремонтного седла гнездо в головке растачивают до размеров: для седла впускного клапана - 49,25+0,027 мм, для седла выпускного клапана - 38,75+0,027 мм.

Седла клапанов к направляющие втулки перед сборкой необходимо охладить в твердой двуокиси углерода (сухом льду), а головку цилиндров нагреть до температуры 160-175°С.

Направляющие втулки клапанов перед установкой в головку должны быть промаслены. Для этого необходимо погрузить втулки в масло И-20А и продержать в нем в течение двух часов при температуре 85-95°С. Седла и втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с небольшим усилием (под легкими ударами молотка по оправке седло и втулка должны сесть на место). Ни в коем случае не следует запрессовывать седло и втулку с большим усилием, так как при этом нарушится посадка, и в дальнейшем, при работе двигателя, седло и втулка могут выпасть из своего гнезда. Установку седел и втулок в головку необходимо проводить очень быстро, так как головка - горячая, а втулка и седла - холодные. При выравнивании температур в этом соединении появляются большие натяги, при которых дальнейшая запрессовка седел и втулок невозможна без больших усилий.

Установленные седла необходимо прошлифовать концентрично отверстию во втулке (рис. 44). Для этого используется специальное приспособление.

Шлифование седел клапанов
Рис. 44. Шлифование седел клапанов

Разжимная оправка устанавливается в обработанное отверстие в направляющей втулке, а хвостовик оправки служит осью для шлифовального круга с фаской под углом 45°. Привод шлифовального круга осуществляется от небольшого электродвигателя. При шлифовании должна быть обеспечена концентричность рабочей фаски на седле клапана, с отверстием во втулке в пределах 0,05 мм общих показаний индикатора.

После шлифования седла необходимо произвести притирку к нему клапана. При небольших повреждениях рабочей фаски клапана и седла для восстановления плотности посадки клапана в седло достаточно только притереть клапан к седлу без замены деталей.


Возврат к списку