Ведущие мосты колесных тракторов и одноосных тягачей

Ведущие мосты колесных тракторов и одноосных тягачей

Ведущие мосты колесных тракторов и одноосных тягачей

Ведущие мосты колесных тракторов и одноосных тягачей. Ведущие мосты колесных тракторов и тягачей выполняют те же функции, что и гусеничных машин и отличаются от их ведущих мостов отсутствием механизмов поворота и применением дифференциалов, обеспечивающих относительную свободу перемещения ведущих колес.

Различают две конструкции ведущих мостов колесных машин: с неповоротными и поворотными колесами.

Ведущие мосты с неповоротными колесами одноосных тягачей (рис. 33) конструктивно одинаковы и состоят из картера 37 и главной передачи 35 с дифференциалом 36 и колесного редуктора 21.

Картер предназначен для восприятия вертикальных нагрузок от массы машины. Через него передается тяговое усилие от ведущих колес раме тягача.

Ведущий мост одноосного тягача
Рис. 33. Ведущий мост одноосного тягача: 1, 16, 17, 30, 31 — шестерни, 2, 13— сателлиты, 3 — ось сателлита (крестовина), 4 — шайба, 5 — чашка дифференциала, 6 — полуось, 7 — тормоз, 8 — покрышка, 9 — камера, 10 — бортовое кольцо, 11 — замочное кольцо, 12 — вентиль, 14 — водило, 15 — регулировочная гайка, 18 — прижимное кольцо, 19 — съемное кольцо, 20 — ободная лента, 21 — колесный редуктор, 22, 28, 32 — подшипники, 23 — обод, 24 — барабан, 25 — тормозная колодка, 26 — ступица, 21 — гайка, 29 — болт, 33 — прокладка, 34 — шайба, 35 — главная передача, 36 — дифференциал, 37 — картер, 38 — стяжная пружина, 39 — кулак, 40 — тормозная камера, 41 — рычаг, 42 — суппорт

Главная передача 35 моста включает в себя ведущую шестерню 31, которая изготовлена за одно с валом и установлена на трех подшипниках: роликовом и двух конических. Ведомая шестерня 30 прикреплена к чашке 5 дифференциала. Чтобы предотвратить деформацию шестерен 30 из-за распорных усилий, в зоне зацепления предусмотрен упорный болт 29.

Дифференциал распределяет крутящий момент между левым и правым ведущими колесами, позволяет им вращаться с разной частотой при повороте тягача или движении по неровной дороге. Во время движения машины вместе с шестерней 30 вращается чашка 5. В случае прямолинейного движения одновременно с чашкой 5 вращаются шестерни 1 полуоси, которые как бы заклиниваются зубьями неподвижных сателлитов 2, а также полуоси 6, передающие вращение через колесные редукторы 21 ведущим колесам с одинаковой частотой.

При движении на повороте, например вправо, внутреннее (левое) колесо проходит меньший путь, вследствие чего частота его вращения уменьшается. Сателлиты 2 начинают перекатываться по замедляющейся во вращении шестерне 1 с одновременным вращением вокруг своих осей 3. В связи с этим частота вращения шестерни 1 и, следовательно, правого колеса увеличивается. При недостаточном сцеплении одного из колес с дорогой крутящий момент передается через колесо, вращающееся с большей частотой, а другое колесо в это время может оставаться неподвижным, что значительно уменьшает силу тяги на ведущих колесах. Для уменьшения поворота одних колес относительно других устанавливают бронзовые шайбы 4, создающие дополнительное трение между чашкой 5 и шестернями 1.

Колесный редуктор представляет собой однорядный планетарный редуктор, у которого наружная (коронная) ведомая шестерня 17 неподвижно закреплена на кожухе картера 37 моста. Ведущая (солнечная) шестерня 16 шлицами соединена с полуосью 6. Вращаясь с полуосью, шестерня 16 приводит в действие три равнорасположенные по окружности сателлита 13, которые, в свою очередь, обегая неподвижную шестерню. 17, увлекают водило 14 и вместе с ней вращают ступицу 26 колеса.

В процессе эксплуатации регулируют все конические подшипники (28, 32) главной передачи, зацепление шестерен 30 и 31, а также зазор между упорным болтом 29 и шестерней 30.

Для регулирования подшипников 32 шлифуют регулировочную шайбу 34 на величину зазора плюс 0,03...0,05 мм и затем затягивают их гайкой. Подшипники 28 регулируют гайками 27.

Зацепление шестерен 30 и 31 главной передачи регулируют взаимным смещением их за счет прокладок 33 и гаек 27.

Упорный болт при регулировании завертывают до упора и отвертывают на 1/7...1/5 оборота, что соответствует зазору 0,3...0,4 мм.

Шестерни дифференциалов, шестерни и подшипники главной передачи смазывают, разбрызгивая масло в картере 37. Смазочный материал заливают через закрытое пробкой отверстие, которое используют также для контроля уровня. Шестерни и подшипники колесной передачи смазывают, разбрызгивая смазочный материал, залитый в корпус передачи.

Такие ведущие мосты применяют на одноосных тягачах МоАЗ-546П, БелАЗ-531 и тракторе Т-150К.

Ведущие мосты с поворотными колесами применяют на легких колесных тракторах для выполнения поворотных движений и увеличения силы тяги машины. Такие мосты устанавливают преимущественно в передней части трактора.

Передний ведущий мост трактора «Беларусь» (рис. 34) включает в себя поворотные и подрессоренные колеса.

В центральном картере моста размещены главная передача 5 и самоблокирующийся дифференциал повышенного трения 6.

Ведущий мост колесного трактора типа «Беларусь»
Рис. 34. Ведущий мост колесного трактора типа «Беларусь»: 1 — колесо, 2 — полуось, 3 — кожух, 4 — винтовой механизм изменения колеи, 5 — главная передача, 6 — дифференциал, 7, 13 — пары шестерен, 8, 15 — валы, 9 — пружина, 10 — труба шкворня, 11 — гильза шкворня, 12 — стакан, 14 — корпус

Главная передача состоит из пары конических шестерен со спиральным зубом, обеспечивающим плавность и бесшумность работы. Ведущая шестерня главной передачи изготовлена за одно целое с валом. Ведомая коническая шестерня закреплена на корпусе дифференциала и зафиксирована резьбовой гайкой от осевых перемещений. Корпус дифференциала установлен в картере моста на конических подшипниках. После дифференциала полуосями 2 крутящий момент передается двухступенчатой конечной передаче. Колесный редуктор состоит из верхней 7 и нижней 13 конических пар шестерен.

Полуось с ведущей шестерней верхней пары вращается на конических подшипниках в кожухе 3 полуосей. Вертикальный вал 8 с ведомой конической шестерней через подвижное внутреннее шлицевое соединение приводит во вращение ведущую шестерню нижней конической пары. Малая ведущая шестерня входит в зацепление с большой конической шестерней, которая через приводной вал 15 передает момент колесу 1.

Нижняя пара шестерен размещена в корпусе 14, который служит опорой для колеса 1.

Снаружи вала 8 размещен наклонный шкворень, применяемый для угловых перемещений корпуса 14 вместе с колесом 1 при повороте трактора. В корпус колесного редуктора запрессована гильза 11 шкворня, которая может поворачиваться относительно трубы 10, жестко установленной в кожухе 3 полуоси.

Движением гильзы 11 относительно трубы в вертикальном направлении обеспечивается независимая подвеска колеса. При движении по неровной рабочей площадке колесо со стаканом 12 перемещаются, сжимая пружину 9, благодаря чему уменьшаются динамические нагрузки. Кожух 3 может перемещаться в осевом направлении относительно центрального картера винтовым механизмом 4, что позволяет изменить колею ведущих колес.

Осевой зазор в конических подшипниках главной передачи регулируют, шлифуя кольца между ними на 0,05 мм больше этого зазора для создания натяга. Зацепление пар конических шестерен регулируют путем их взаимного смещения.



Возврат к списку