Базовый трактор или тягач. Часть 2.

Базовый трактор или тягач. Часть 2.

Базовый трактор или тягач

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Компоновка гусеничного трактора типа ДТ-75М с передним расположением двигателя и задней кабиной
Рис. 9. Компоновка гусеничного трактора типа ДТ-75М с передним расположением двигателя и задней кабиной: 1 — двигатель, 2 — капот двигателя, 3 — воздухозаборник, 4 — кабина, 5 — рабочее место, 6 — цепь, 7 — конечный редуктор, 8 — звездочка, 9 — задний мост, 10 — эластично-балансирная каретка, 11 — каток, 12 — коробка передач, 13 — вал, 14 — муфта сцепления, 15 — рама, 16 — направляющее колесо, 17 — гидронасос, 18 — радиатор, 19 — выхлопная труба

В электрической трансмиссии двигатель вращает генератор, а генератор передает электрический ток тяговому электродвигателю, который приводит в действие задний ведущий мост.

Задний ведущий мост включает в себя главную передачу (коническую пару), системы управления поворотным движением трактора, тормоза, два конечных редуктора 7 и две ведущие звездочки 8, которые приводят в движение гусеничные цепи 6.

Гусеницы расположены справа и слева рамы трактора и оборудованы направляющими колесами 16 с механизмом натяжения, а также каретками 10 с опорными катками 11 и верхними катками, поддерживающими гусеничную цепь. Направляющие колеса 16 с механизмом натяжения расположены спереди трактора и обеспечивают натяжение гусениц. Натяжение осуществляют механическим (винтовой парой) или гидравлическим способом.

Сзади двигателя в кабине размещено рабочее место 5, на котором расположены сиденье машиниста, рычаги управления двигателем, муфтой сцепления, коробкой передач, поворотом и тормозами трактора, а также гидрораспределителем. На рабочем месте установлен щиток с приборами. Кабина 4 имеет круговое остекление для наблюдения за дорогой и положениями рабочего оборудования, боковые входные дверки, систему отопления и вентиляции. В кабине находятся аптечка, огнетушитель, термос, инструментальный ящик.

Для управления навесным и прицепным оборудованием в тракторе использован гидропривод. Гидронасосы 17 получают вращение непосредственно от двигателя спереди или сзади через дополнительный редуктор. Передние, боковые и задние гидроцилиндры рабочего оборудования подключены к гидросистеме трубопроводами.

Сзади или сбоку, реже внутри кабины, размещают топливные баки с уровнемером и заливными фильтрами для питания дизельных двигателей. Вместимость баков рассчитана на 1,5...2 смены работы трактора при средней загрузке. Средние и тяжелые тракторы оборудованы системами для самозаправки топлива.

К корпусу заднего моста прикреплено прицепное устройство для буксировки скреперов. Спереди установлен буксирный крюк.

Электрооборудование предназначено для пуска двигателя и работы трактора в ночное время.

На гусеничных тракторах ДЭТ-250М рабочее место с кабиной находятся посередине машины. Эта компоновка обеспечивает одинаковую видимость передних и задних навесных и прицепных орудий.

Колесные тракторы выпускают безрамной конструкции (рис. 10). К двигателю 1 через фланец присоединена муфта сцепления 4, к которой крепят коробку передач 5 и задний ведущий мост 7.

Ведущий мост состоит из главной передачи 11, дифференциала 10, тормозов 9, конечных передач 8, которые передают вращение задним ведущим колесам 6. Спереди трактор опирается на передний поддерживающий или ведущий мост 2 с колесами 3. Передний мост крепят шарнирно к подрамнику двигателя для трехточечной подвески ходовой части. Это дает возможность всем четырем колесам находиться в постоянном контакте с рабочей поверхностью.

Компоновка колесного трактора типа «Беларусь» с передним размещением двигателя и задней кабиной
Рис. 10. Компоновка колесного трактора типа «Беларусь» с передним размещением двигателя и задней кабиной: а — схема расположения основных сборочных единиц, б — общий вид- 1 — двигатель, 2, 7 — передний и задний мосты, 3, 6 — передние и задние колеса, 4 — муфта сцепления, 5 — коробка передач, 8 — конечная передача, 9 — тормоз, 10 — дифференциал, 11 — главная передача, 12 — рулевое управление, 13 — кабина, 14 — воздухозаборник, 15 — выхлопная труба, 16 — капот

Двигатель оборудован откидным капотом 16. Воздух в цилиндры двигателя всасывается через воздухозаборник 14. Отработавшие газы выходят в атмосферу через выхлопную трубу 15.

Сзади трактора расположена кабина 13 с рабочим местом.

В отличие от гусеничного трактора колесные базовые машины снабжены рулевым управлением 12, которое воздействует на передние колеса. Поворачивая их с помощью рулевого колеса

и рулевого механизма налево и направо, управляют движением машины. Задние и передние колеса оборудованы защитными щитками. По подобной схеме выполнены легкие колесные тракторы типа «Беларусь», применяемые для работы с бульдозерным оборудованием.

Тракторы с задним расположением двигателя и передним рабочим местом применяют ограниченно.

На гусеничных тракторах Т-330 (рис. 11) двигатель 1 приводит в действие гидротрансформатор 2. С помощью центрального карданного вала 3 крутящий момент передается коробке передач 5, которая расположена в передней части трактора. От коробки передач бортовыми карданными валами 3 раздельно приводятся в действие главные передачи 13, конечные редукторы 12 и ведущая звездочка 11. Звездочки передают вращение гусеницам 10. Гусеницы установлены на тележках, на которых закреплены направляющие колеса 7, опорные 8 и поддерживающие катки.

Схема компоновки гусеничного трактора с задним размещением двигателя и передним рабочим местом
Рис. 11. Схема компоновки гусеничного трактора с задним размещением двигателя и передним рабочим местом: 1 — двигатель, 2 — гидротрансформатор, 3 — карданные валы, 4 — рабочее место, 5 — коробка передач, 6 — рама, 7 — направляющее колесо с натяжным механизмом, 8 — опорный каток, 9 — гидронасос, 10 — гусеница, 11 — звездочка, 12 — конечный редуктор, 13 — главная передача

В тракторе нет заднего ведущего моста. Механизм управления поворотом и тормоза расположены в коробке передач. Такие компоновочные системы называют системами с раздельным приводом гусениц. Комбинируя включение различных передач в коробке, обеспечивают одинаковую частоту вращения ведущих звездочек (поступательное движение трактора назад или вперед), различную частоту их вращения (поворотное движение машины вперед или назад) и противоположное направление вращения гусениц с одинаковой частотой (поворот на месте вокруг центра масс).

С рабочего места 4 хорошо видны фронт работ и переднее бульдозерное оборудование, плохо видны задний рыхлитель и прицепной скрепер. Существенный недостаток этой компоновки — неудобный доступ к механизмам трактора для технического обслуживания и ремонта.

Одноосные тягачи (рис. 12) показаны на примере тягача МоАЗ-546П. Все основные сборочные единицы (двигатель, коробка передач, ведущий мост) заключены в отдельные картеры и автономно установлены на раме 1. Такая компоновка при ремонте позволяет заменять одни сборочные единицы независимо от других.

Компоновка одноосного тягача
Рис. 12. Компоновка одноосного тягача: а — общий вид- б — схема- 1 — рама, 2 — гидробак, 3 — гидроцилиндр управления поворотом, 4 — седельно-сцепное устройство, 5 — выхлопная труба, 6 — гидрораспределитель управления рабочим оборудованием скрепера, 7 — кабина, 8 — сиденье машиниста, 9 — рулевая колонка, 10 — радиатор, 11 — двигатель, 12 — воздухоочиститель, 13 — коробка передач, 14 — карданная передача, 15 — подвеска, 16 — ведущий мост

Двигатель 11 находится в передней части тягача со смещением в правую сторону по ходу машины. Вызвано это необходимостью низкого размещения слева от него одноместной кабины 7 с рабочим местом машиниста. Расположение сиденья 8 машиниста, рулевой колонки 9, рычагов и педалей управления с левой стороны позволяет хорошо видеть дорогу и в то же время способствует более компактной компоновке механизмов тягача.

Коробка передач 13 размещена в задней части рамы тягача, а ведущий мост 16 через подвеску 15 закреплен на раме в средней ее части. Это улучшает устойчивость одноосного тягача.

Седельно-сцепное устройство 4 соединяет тягач со скреперным оборудованием и размещено над ведущим мостом.



Возврат к списку