Базовый трактор или тягач. Часть 1.

Базовый трактор или тягач. Часть 1.

Базовый трактор или тягач

Часть 1

Назначение. Базовым трактором или тягачом называют самоходную машину, на которую навешивают или к которой прицепляют землеройно-транспортное рабочее оборудование. Эти машины предназначены для создания и передачи рабочему оборудованию тягового усилия во время резания грунта и наполнения рабочего органа, управления оборудованием в процессе выполнения рабочих операций, перемещения оборудования с грунтом, при холостом движении машины к месту набора материала и транспортном режиме, при перебазировании.

Базовый трактор или тягач оборудован гидравлическим или канатным приводом для управления рабочими движениями землеройно-транспортного оборудования.

Классификация. Базовые тракторы классифицируют по назначению, компоновке, типу трансмиссии, ходовой части, рамы и тяговому классу.

По назначению тракторы подразделяют на сельскохозяйственные, общего назначения, промышленные модификации и промышленные.

К сельскохозяйственным относят гусеничные тракторы типа ДТ-75 и колесные тракторы типа «Беларусь», Т-150К.

Тракторы общего назначения Т-130М широко используют для агрегатирования с бульдозерами и скреперами.

Промышленные модификации тракторов ДТ-75МП, Т-4АП2 созданы на базе сельскохозяйственных тракторов и в них учтены требования к конструкциям, позволяющим навешивать дорожно-строительное оборудование. Они отличаются гидроприводом большей производительности, усиленной ходовой частью, лучшими условиями труда для машиниста.

Промышленные тракторы Т-180Г, ДЭТ-250М, Т-330 специально созданы для работы с дорожно-строительным оборудованием и наиболее полно учитывают ее требования.

Одноосные тягачи для скреперов относятся к промышленным базовым машинам, так как специально созданы для работы со скреперным оборудованием.

По компоновке различают тракторы с расположением двигателя спереди и кабины сзади или в середине, а также задним расположением двигателя и передней кабиной.

По типу трансмиссии различают тракторы с механической, гидромеханической и электрической трансмиссией.

Механическая трансмиссия отличается простотой изготовления, обслуживания, ремонта и распространена наиболее широко.

Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает автоматическое увеличение силы тяги и снижение рабочей скорости, облегчает работу машиниста (применена на гусеничном тракторе Т-330 и колесном одноосном тягаче БелАЗ-541).

Электрическая трансмиссия предусматривает использование для передачи энергии от двигателя к гусеницам электрического постоянного тока.

По типу ходовой части различают гусеничные и колесные тракторы, колесные одноосные тягачи.

Гусеничный трактор снабжен двумя гусеницами для создания силы тяги.

Колесный трактор оборудован четырьмя колесами, из которых ведущими (создающими силу тяги) могут быть два или четыре.

Колесный одноосный тягач снабжен двумя ведущими колесами.

По типу рамы известны тракторы цельнорамной конструкции, безрамной и с шарнирно-сочлененной рамой.

Цельнорамные конструкции применяют в основном в гусеничных тракторах.

Безрамными изготовляют колесные тракторы тягового класса до 1,4 (мощностью до 60 кВт).

Шарнирно-сочлененные рамы используют в средних и тяжелых колесных машинах класса до 50, мощностью до 750...880 кВт.

По тяговому классу бульдозеров и скреперов используют гусеничные тракторы следующих типоразмеров: 3- 4- 6- 10- 15- 25- 35- колесные тракторы — 1,4.

Устройство базовых машин. Базовые тракторы и тягачи состоят из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы управления, гидросистемы и вспомогательного оборудования.

Двигатель преобразует химическую энергию сгорающего топлива в механическую энергию. Трансмиссия преобразует энергию двигателя и передает ее гусеничным или колесным движителям трактора. Ходовая часть изменяет вращательное движение ведущей звездочки или колеса в поступательное движение трактора или тягача. Системы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют направление движения трактора, останавливают или затормаживают его. К ним относятся механизм поворота для гусеничного трактора, рулевое управление для колесных машин и тормоза. Гидросистема обеспечивает управление рабочим оборудованием бульдозера, рыхлителя, скрепера. К вспомогательному оборудованию относят кабину, электрооборудование, пневмосистему и т. п.

Различают две компоновки базовых тракторов.

Тракторы с передним расположением двигателя и рабочим местом сзади характеризуются тремя преимуществами: энергия от двигателя к ведущим элементам ходовой части передается кратчайшим путем с наибольшим к. п. д.- с рабочего места можно наблюдать за задними орудиями (рыхлителем и ковшом скрепера)- обеспечен необходимый доступ к основным механизмам трактора для обслуживания и ремонта.

Тракторы с передним расположением двигателя могут быть цельнорамной и безрамной конструкций.

Гусеничные тракторы Т-130М, ДЭТ-250М, ДТ-75М (рис. 9) выполняют цельнорамной конструкции.

Компоновка гусеничного трактора типа ДТ-75М с передним расположением двигателя и задней кабиной
Рис. 9. Компоновка гусеничного трактора типа ДТ-75М с передним расположением двигателя и задней кабиной: 1 — двигатель, 2 — капот двигателя, 3 — воздухозаборник, 4 — кабина, 5 — рабочее место, 6 — цепь, 7 — конечный редуктор, 8 — звездочка, 9 — задний мост, 10 — эластично-балансирная каретка, 11 — каток, 12 — коробка передач, 13 — вал, 14 — муфта сцепления, 15 — рама, 16 — направляющее колесо, 17 — гидронасос, 18 — радиатор, 19 — выхлопная труба

Двигатель 1 установлен в передней части рамы по ходу основного рабочего движения трактора. Снаружи двигатель защищен легкосъемным ограждением (капотом) 2.

Воздухозаборник 3 и выхлопная труба 19 выведены через верхнюю крышку капота. Спереди установлен силовой капот для защиты радиатора от внешних повреждений и крепления гидроцилиндров подъема — опускания бульдозерного оборудования.

За двигателем расположена трансмиссия трактора.

Механическая трансмиссия состоит из муфты сцепления 14, соединительного вала 13, коробки передач 12, заднего ведущего моста 9. Вместо вала может быть установлен реверс-редуктор. В гидромеханической трансмиссии вместо муфты установлен гидротрансформатор.



Возврат к списку