Автомобильная техника аэродромных служб на шасси ЗИЛ-131

Автомобильная техника аэродромных служб на шасси ЗИЛ-131

Автомобильная техника аэродромных служб на шасси ЗИЛ-131

В 1960-е годы на автомобиле ЗИЛ-131 монтировалось аэродромное оборудование, переставленное с шасси ЗИЛ-157, в том числе компрессорная станция УКС-400В и воздухозаправщик BЗ-20-350. В последующие годы специально для ЗИЛ-131 были созданы новые надстройки: моторный подогреватель УМП-350-131, электрические пусковые агрегаты АПА-50М и АПА-80, авиационный кондиционер АМК-24/56 для подготовки высотного снаряжения летчиков, тепловые машины ТМ-131 и ВМ-63 для удаления наледи с самолетов, средства проверки гидравлических систем самолетов и зарядки их кислородом.

УМП-350-131 — серийный аэродромный унифицированный моторный подогреватель с тепловой производительностью 350 килокалорий в час на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-151Н. Был разработан по заказу ВВС СССР и выпускался с 1970 года прилукским заводом «Пожмашина». Служил для одновременного обогрева четырех двигателей летательных аппаратов, их кабин, салонов или отсеков, а в летнее время использовался для продувки и вентиляции самолетных кабин. Его оборудование размещалось внутри цельнометаллического кузова с дверками для доступа к рабочим органам и забора атмосферного воздуха. К горячим стенкам калорифера, работавшего на авиационном керосине, воздух засасывался центробежным вентилятором и далее подавался по пяти напорным рукавам к обогревавшимся объектам. Топливо для него хранилось в двух 450-литровых баках. Управление всеми операциями осуществлялось со щитка приборов в кабине водителя. Снаряженная масса машины — 8850 кг.

АПА-50М — аэродромный пусковой агрегат на шасси ЗИЛ-131 для электрического запуска авиационных двигателей, проверки и питания самолетных систем. Смонтирован в цельнометаллическом кузове с периферийными ящиками для оборудования, кабелей и пультов управления. В его центральной части находился 200-сильный дизельный двигатель У1Д6 с однодисковым сцеплением и раздаточной коробкой для привода четырех электрогенераторов суммарной мощностью до 70 кВт, вырабатывавших постоянный и переменный ток напряжением от 28,5 до 208 В. В левом продольном отсеке кузова помещалась выдвижная телескопическая стрела с электроприводом для подачи тяжелых силовых кабелей к самолету. Масса машины в снаряженном состоянии составляла 10 550 кг. Новый пусковой агрегат АПА-80 новосибирского завода «Электроагрегат» снабжался вспомогательным 210-сильным дизелем КамАЗ-740 для привода генераторов, двумя поворотными стрелами для перемещения кабелей и был приспособлен для работы при температуре до -50°С. Установка ЭГУ-50/210-131 с низким металлическим кузовом с боковыми дверцами, откидными панелями крыши и задним блоком управления служила для электростартерного запуска летательных аппаратов, обеспечивала их питание при профилактических и ремонтных работах на аэродроме и дозаправку гидравлических и электрических систем.

Пусковой агрегат АПА-50М с автономным дизелем в 200 л.с. и генераторами мощностью 70 кВт.
Пусковой агрегат АПА-50М с автономным дизелем в 200 л.с. и генераторами мощностью 70 кВт.

Для проверки и дозаправки гидравлических систем деятельных аппаратов служила передвижная установка УПГ-300 (А-28М), внешне сходная с машиной АПА-50М, но оснащенная автономным бензиновым двигателем ЗИЛ-375 V8 мощностью 180 л.с. для привода трех гидронасосов, заправочным и контрольным оборудованием. Функции прежнего воздухозаправщика BЗ-20-350 выполняла новая кислородно-зарядная станция AK3C-75M-131 с 18 газовыми 50-литровыми баллонами и компрессором для перекачивания медицинского кислорода в бортовые системы самолетов. В кузове К-131 размещалось оборудование автомобильной углекислотно-зарядной станции AУЗC-2M-131 с 24 баллонами и пневматическим компрессором для заполнения бортовых огнетушителей.



Возврат к списку