Основные модели отечественных автомобильных дизельных двигателей

Основные модели отечественных автомобильных дизельных двигателей

Отечественные серийные дизельные двигатели близки по своей конструкции. Все они имеют непосредственный впрыск топлива. В основу их положена однотипная компоновка с V-образным расположением цилиндров, отлитых в одном блоке.

Их характерные особенности следующие: расположение камеры сгорания в днище поршня и конфигурация впускного канала в головке цилиндров, из которого воздух поступает в цилиндр тангенциально по отношению к его стенкам. Такое направление воздушного потока обеспечивает его закручивание, сохраняющееся в течение хода сжатия. Вращательное движение массы поступившего в цилиндр воздуха способствует его хорошему перемешиванию с топливом, впрыскиваемым в конце хода сжатия.

Основными моделями отечественных автомобильных дизельных двигателей являются:

  • ЯМЗ-236 - 6-цилиндровый двигатель, устанавливаемый только на некоторые модели автомобилей Минского автозавода.
  • ЯМЗ-238 - 8-цилиндровый двигатель, применяемый на трехосных автомобилях Кременчугского автозавода, а также на некоторых автомобилях и седельных тягачах Минского автозавода.
  • ЯМЗ-740 - 8-цилиндровый двигатель, устанавливаемый на трехосные автомобили Камского автозавода.
Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-740
Рис. 9. Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-740
1 - поддон картера- 2 - масляный насос- 3 - масляный фильтр- 4 - блок цилиндров- 5 - головка цилиндров- 6 - форсунка- 7 - распределительный вал- 8 - поршень- 9 - шатун- 10 - коленчатый вал

Несмотря на различное число цилиндров однотипные модели дизельных двигателей в основном унифицированы. Благодаря одинаковому диаметру цилиндров и ходу поршня все двигатели одного семейства имеют одинаковые детали цилиндро-поршневой группы (гильзы, поршни, кольца). Унифицированы клапаны и детали механизма привода, узлы системы смазки, охлаждения, топливоподающей аппаратуры.

Техническая характеристика основных моделей дизельных двигателей приведена в табл. 5.

Таблица 5. Краткая техническая характеристика автомобильных дизельных двигателей

Параметры

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

ЯМЗ-740

Число цилиндров

6

8

8

Рабочий объем, л

11,15

14,86

10,85

Диаметр цилиндров, мм

130

130

120

Ход поршня, мм

140

140

120

Степень сжатия

16.5

16,5

17

Номинальная мощность, кВт

132,4

176,5

154,4

Частота вращения вала при номинальной мощности, мин-1

2 100

2 100

2 600

Наибольший крутящий момент, Н*м

667

883

637

Частота вращения вала при наибольшем крутящем моменте, мин-1

1 500

1 500

1 700

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

1-5-4-2-6-3-7-8

1-5-4-2-6-3-7-8

Габаритные размеры, мм

 

     длина

1 020

1 577

1 100

     ширина

1 006

1 008

880

     высота

1 195

1 162

1 003

Сухая масса, кг

820

1 450

750

На рис. 9 приведен поперечный разрез двигателя ЯМЗ-740. Цилиндры 4 двигателя расположены в два ряда с углом развала между ними 90°.

Двухрядное расположение цилиндров с большим углом их наклона позволяет сократить габаритную длину и высоту двигателя, что имеет большое значение при установке его на автомобиль. Пространство развала между цилиндрами используется для размещения распределительного вала 7 и привода к клапанам, топливного насоса высокого давления, насоса гидроусилителя руля, компрессора для подачи сжатого воздуха в пневматическую систему автомобиля и другого оборудования.


Возврат к списку