Особенности таможенного оформления грузов

Особенности таможенного оформления грузов

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.Таможенное оформление грузов осуществляется в рамках единой таможенной политики и законодательства страны о таможенном деле на основе положений Таможенного Кодекса, Закона "О таможенном тарифе", иных актов законодательства, а также нормативных документов Государственного Таможенного Комитета. Целью таможенного оформления есть засвидетельствование сведений, полученных во время таможенного контроля товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу государства.

Особенности транспортировки грузов под таможенным контролем при самостоятельном оформлении сопроводительной документации чреваты сложностями. Чтобы облегчить процедуру таможенного оформления грузов при транспортировке, многие логистические и транспортные компании берут на себя эту работу. Они оказывают всестороннее содействие в оформлении сопроводительных документов, выполняя все требования и пожелания своих клиентов. Для этого компании, согласно установленному пограничными таможнями регламенту, заключают с таможенными брокерами на границах договоры на выполнение таможенного декларирования грузов клиентов. Среди оказываемых таможенных услуг можно выделить основные:

  • таможенное оформление импортных и экспортных грузов-
  • согласование в области таможенного права-
  • оценка правомерности претензий к фирме со стороны таможенных органов или других правоохранительных органов-
  • подготовка документов, жалоб, исков, а также представление интересов клиента в прокуратуре, арбитражных судах и судах общей юрисдикции-
  • складирование грузов в портах, на таможенных складах и терминалах-
  • полное документальное сопровождение на железной дороге, таможне, ветеринарной службе и др.

В новых рыночных условиях, когда экономика становится «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности страны. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.Значительная доля таможенных правонарушений приходится на импортные операции. Основные позиции по импорту занимают продукты питания, алкогольная продукция, бытовая техника, автомобили. К этой группе товаров относится основное количество нарушений таможенных правил.

В последние несколько лет как для России, Украины, так и Беларуси весьма актуальна проблема, которая получила название «серый импорт». Под серым импортом понимается товар, который ввезен в страну по неофициальным каналам, с занижением тарифных платежей за счет недостоверного декларирования, растаможенный с нарушениями таможенного кодекса и не имеющий гарантийного талона продавца, подтверждающего качество изделия и право потребителя на гарантийное и сервисное обслуживание. В данном случае искусственно занижается таможенная оценка товара, уменьшается налогооблагаемая база и вместе с ней – себестоимость товара. Серый импорт с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов - это та же контрабанда, закамуфлированная под легальный ввоз товара.

Конечно, у появления "серых" схем есть свои предпосылки. Главная из них - несбалансированность ценовой политики производителей на различных локальных рынках сбыта. Поэтому у поставщика возникает искушение привезти "серый" товар, чтобы увеличить норму прибыли, продав его по ценам, сложившимся на внутреннем рынке.

К сожалению, реалии бизнеса таковы, что большинство участников ВЭД считают «серую» схему таможенного оформления наиболее оптимальной и выгодной, поскольку она позволяет экономить деньги (на таможенных платежах и пошлинах, оплате грамотного специалиста по ВЭД, дополнительных расходах, связанных с выгрузкой и хранением, простое автомашины) и время (на согласовании вида и перечня документов с таможенными органами, транспортными компаниями, поставщиками, самой процедуре таможенного оформления). Следует заметить, что таможенные посты довольно охотно берутся за «серые» поставки, особенно, если она требует хорошего знания таможенного законодательства и несколько отличается то таможенной схемы.

Однако многие фирмы на протяжении долгих лет успешно работают по честной схеме и не собираются от этого отходить. Более того, в настоящее время многие участники ВЭД, практиковавшие «серое» оформление взяли курс на «выбеливание» своих компаний. Причем причины этому сугубо экономические: введение системы управления рисками, сводки контрольных показателей и, как следствие, корректировка таможенной стоимости. «Белая» таможня может оказаться для компании более выгодной и удобной, так как:

  • при полной оплате таможенных сборов можно сэкономить на стоимости услуг таможенного брокера (при оформлении «серого» товара брокер берет деньги не только за свои услуги, но и за риск)-
  • при правильном оформлении товаросопроводительных документов можно сэкономить на непредвиденных расходах в пути-
  • упростится таможенное оформление-
  • статус добросовестного импортера крайне полезен, а долголетняя репутация «белой» фирмы даст шанс получить освобождение от рисков совершенно бесплатно-
  • импортер получает большую стабильность.

Чаще услуги по «серому» оформлению оказывают логистические компании, предоставляющие и транспорт, так как им легче осуществлять замену счетов. В то же время «белые» логистические компании, занимающиеся международными перевозками грузов и предлагающие сервис по таможенному оформлению в пакете с транспортом, выставляют вполне адекватные цены на брокерские услуги. Калькуляция показывает, что в некоторых случаях экономия на таможенных платежах дает меньшую прибыль, чем экономия на стоимости услуг таможенного брокера.

Отсутствие должного числа специалистов по таможенному оформлению и ВЭД приводит к ложному убеждению в том, что «белая» таможня – дело очень сложное, путаное и подчас невозможное. Белая» таможня требует определенной квалификации как сотрудников самой компании-импортера, так и брокера. Настоящих профессионалов в деле таможенного оформления, разбирающихся в соответствующем законодательстве и умеющих легально минимизировать таможенные платежи, очень немного, что является одной из основных причин распространенности «серого» импорта.


Возврат к списку