Двигатель автомобиля КамАЗ. Система смазки.

Двигатель автомобиля КамАЗ. Система смазки.

Часть 4

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1, часть 2, часть 3

Система смазки КАМАЗ

Система смазки (рис. 26) двигателя КАМАЗ - комбинированная, с «мокрым» картером. В нее входят масляный насос, два фильтра (центрифуга и тонкой очистки), масляный поддон (основная емкость), масляный радиатор, масляные магистрали, в которых предусмотрены перепускные и предохранительные клапаны, и манометр.

Схема системы смазки
Рис. 26. Схема системы смазки КАМАЗ: 1 — фильтр центробежной очистки масла (центрифуга)- 2 —кран включения масляного радиатора- 3 — перепускной клапан центрифуги- 4 — сливной клапан центрифуги- 5 — перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла- 6 — главная масляная магистраль- 7 — фильтр очистки масла полнопоточный- 8 — дифференциальный клапан- 9 — нагнетающая секция масляного насоса- 10 — радиаторная секция масляного насоса- 11 — предохранительный клапан нагнетающей секции- 12 — масляный радиатор- 13 — предохранительный клапан радиаторной секции- 14 — поддон- 15 — гидромуфта привода вентилятора- 16 — термосиловой датчик- 17 — кран включения гидромуфты- 18 — топливный насос высокого давления- 19 — компрессор-20 — сапун- 21 — указатель уровня масла- 22 — манометр

Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к втулкам коромысел, подшипникам ТНВД и компрессора.

К сферическим опорам штанг и толкателей механизма газораспределения масло подается пульсирующей струей, а к остальным деталям - разбрызгиванием или самотеком.

Из поддона 14 масло через маслоприемник засасывается в секции 9 и 10 масляного насоса. Через канал в правой стенке блока масло из секции 9 подается в корпус полнопоточного фильтра 7, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, и поступает в главную масляную магистраль 6. Из главной масляной магистрали масло по каналам в перегородках блока подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и по штанге клапанов к толкателям. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по каналам в коленчатом валу от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца и поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна.

По каналу в задней стенке блока и по трубке масло под давлением поступает к подшипникам компрессора 19. Из канала в передней стенке блока предусмотрен отбор масла для смазки подшипников топливного насоса 18 высокого давления. Из главной масляной магистрали масло под давлением подается к расположенному в переднем торце блока термосиловому датчику 16 и далее, когда включен кран 17, в гидромуфту 15. Масло из радиаторной секции 10 насоса поступает к фильтру 1 центробежной очистки, затем в радиатор 12, а из него в поддон 14. Когда кран 2 закрыт, масло из центрифуги сливается в поддон двигателя через сливной клапан 4.

Масляный насос КАМАЗ (рис. 27) двухсекционный, шестеренчатый. Передняя нагнетающая секция масляного насоса подает масло в систему смазки двигателя, а задняя (радиаторная) - в фильтр центробежной очистки и радиатор.

Масляный насос КАМАЗ
Рис. 27. Масляный насос КАМАЗ: 1 – шестерня привода масляного насоса- 2 – корпус нагнетающей секции- 3 – ведущая шестерня нагнетающей секции- 4 – проставка- 5 – ведущая шестерня радиаторной секции- 6 – корпус радиаторной секции- 7 – ведомая шестерня радиаторной секции- 8 – ведомая шестерня нагнетательной секции- 9 – предохранительный клапан нагнетательной секции- 10 – пробка- 11 – клапан системы смазки- 12 – предохранительный клапан радиаторной секции- 13 – регулировочные шайбы

Предохранительный клапан 12, размещенный в корпусе 6 радиаторной секции, отрегулирован на давление 8-8,5 кгс/см2 и перепускает масло из нагнетающей полости во всасывающую. Предохранительный клапан 9, расположенный одновременно в корпусах 6 и 2 радиаторной и нагнетающей секций, отрегулирован на давление 8-8,5 кгс/см2.

Дифференциальный клапан 11, размещенный в корпусе 2 нагнетающей секции, предназначен для ограничения давления в главной магистрали и отрегулирован на давление начала открытия 4-4,5 кгс/см2.

Масляный поддон стальной, штампованный, прикреплен к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами. Между поддоном и блоком установлена герметизирующая резинопробковая прокладка толщиной 3,0 мм.

Полнопоточный фильтр очистки масла (рис. 28) прикреплен тремя болтами к правой стенке блока цилиндров.

При увеличении сопротивления фильтра (при низкой температуре масла или засорения фильтрующих элементов 2) масло, минуя фильтрующие элементы, поступает через перепускной клапан в главную магистраль. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 2,5-3 кгс/см2.

Полнопоточный фильтр очистки масла КамАЗ
Рис. 28. Полнопоточный фильтр очистки масла КамАЗ: 1 — корпус- 2 — фильтрующий элемент- 3 — прокладка- 4 — колпак
Фильтр центробежной очистки масла КамАЗ
Рис. 29. Фильтр центробежной очистки масла КамАЗ: 1 — корпус- 2 — прокладка- 3 — колпак- 4 — трубка отвода масла- 5 — ось ротора- 6 — ротор- 7 — упорный шарикоподшипник- 8 — гайка крепления ротора- 9 — прокладка- 10 — гайка крепления колпака- 11 — упорная шайба- 12 — гайка крепления колпака ротора- 18 — колпак ротора- 14 — пластина стопора- 15 — палец стопора- 16 — пружина стопора- 17 — перепускной клапан- 18 — регулировочная шайба

Фильтр центробежной очистки масла - центрифуга (рис. 29) с активно-реактивным приводом ротора - установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. Ротор 6 приводится во вращение энергией струи масла, направленной из сопла в оси ротора на лопатки закрепленной в роторе (активный привод) турбинки, а также струей масла, поступающего из полости колпака внутрь ротора по тангенциальным отверстиям (реактивный привод).

При давлении масла 6 кгс/см2 ротор с находящимся в колпаке ротора маслом имеет частоту вращения 5000 об/мин. Под действием центробежных сил механикеческие частицы отбрасываются к колпаку ротора, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют из колпака ротора при разборке центрифуги. Очищенное масло через полость оси ротора и трубку 4 поступает в радиатор или через сливной клапан, отрегулированный на давление 0,5-0,7кгс/см2, в поддон картера.

В корпусе 1 центрифуги установлен также перепускной клапан 17, ограничивающий максимальное давление поступающего в фильтр масла до 6-6,5 кгс/см2.

Масляный радиатор - трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного охлаждения. При температуре выше 0°С, а также при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся на корпусе фильтра центробежной очистки масла. При пуске двигателя при температуре ниже 0°С рекомендуется выключать масляный радиатор.

Система вентиляции картера (рис. 30) открытая, без отсоса газов. Картерные газы проходят через сапун-уловитель 1, отделяющий частицы масла от вытесняемых газов.

Система вентиляции картера КАМАЗ
Рис. 30. Система вентиляции картера КАМАЗ: 1 — сапун-уловитель- 2 — полость блока цилиндров- 3 — картер маховика 4 — газоотводящая трубка


Возврат к списку


http://www.coldfresh.ru/ обслуживание кондиционеров.