Двигатель автомобиля КамАЗ. Кривошипно-шатунный механизм.

Двигатель автомобиля КамАЗ. Кривошипно-шатунный механизм.

Часть 3

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1, часть 2

Кривошипно-шатунный механизм КАМАЗ

Коленчатый вал (рис. 16) — стальной, изготовлен методом горячей штамповки и упрочнен азотированием.

Коленчатый вал
Рис. 16. Коленчатый вал: 1 — коленчатый вал- 2 — шпонка- 3 и 6 — противовесы- 4 — шестерня привода масляного насоса- 5 — заглушка- 7 — ведущая шестерня- 8 — маслоотражатель- 9 — установочный штифт- 10 — шпонка- 11 — винт

Он имеет пять коренных опор и четыре шатунных шейки. В шатунных шейках вала имеются закрытые заглушками 5 внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках наклонными каналами.

На щеках, носке и хвостовике коленчатого вала имеются противовесы: на щеках они выполнены как одно целое с коленчатым валом, а на носке и хвостовике (выносные противовесы 3 и 6) напрессованы при сборке.

На носке установлена шестерня 4 привода масляного насоса, на хвостовике — распределительная шестерня 7 в сборе с маслоотражателем 8.

От осевых смещений вал фиксируется четырьмя стале- алюминиевыми полукольцами, которые устанавливают в выточке задней коренной опоры так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала. Хвостовик коленчатого вала уплотняется резиновым самоподжимным сальником.

Маховик (рис. 17) отлит из серого специального чугуна и закреплен на заднем торце коленчатого вала болтами.

Маховик точно фиксируют относительно коленчатого вала двумя штифтами и запрессованной в маховик установочной втулкой 3. Зубчатый венец 1 служит для пуска двигателя стартером.

Маховик в сборе
Рис. 17. Маховик в сборе: 1 — зубчатый венец- 2 — маховик- 3 — установочная втулка- 4 — упорное пружинное кольцо- 5 — установочный штифт- 6 — манжета первичного вала с пружиной
Шатун в сборе
Рис. 18. Шатун в сборе: 1 — шатун- 2 — болт- 3 — крышка- 4 — гайка- 5 — втулка верхней головки

Шатуны (рис. 18) стальные, двутаврового сечения- нижняя головка разъемная. Шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому последние невзаимозаменяемы. На крышке 3 и шатуне 1 нанесены технологические метки (трехзначные порядковые номера). Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.

Подшипник нижней головки шатуна — сменные вкладыши, подшипник верхней головки — биметаллическая с рабочим бронзовым слоем втулка.

Крышку шатуна крепят двумя гайками 4, которые навертываются на запрессованные в шатун болты 2.

Вкладыши (рис. 19) подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна — сменные, тонкостенные, трехслойные, с рабочим слоем из свинцовистой бронзы. Верхний 3 и нижний 2 вкладыши подшипника коленчатого вала невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Оба вкладыша 1 нижней головки шатуна взаимозаменяемы.

Поршни (рис. 20) отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава, имеют вставку из жаропрочного чугуна под верхнее компрессионное кольцо 4 и коллоидно- графитовое покрытие юбки поршня. На поршне расположены два компрессионных 4 и 5 и одно маслосъемное 6 кольца. Сечение компрессионных колец — односторонняя трапеция. Рабочие поверхности компрессионных колец имеют специальные покрытия: верхнее — слой хрома, нижнее — молибдена. Маслосъемное кольцо — коробчатого сечения с хромированной рабочей поверхностью. Оно снабжено витым пружинным расширителем. В головке поршня расположена тороидальная камера сгорания.

Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна
Рис. 19. Вкладыши подшипников коленчатого вала инижней головки шатуна: 1 — вкладыш нижней головки шатуна- 2, 3 — нижний и верхний вкладыши коренного подшипника
Поршень в сборе
Рис. 20. Поршень в сборе: 1 — поршень- 2 — поршневой палец- 3 — стопорное кольцо- 4 — верхнее компрессионное кольцо- 5 — нижнее компрессионное кольцо- 6 — маслосъемное кольцо

Подбором варианта исполнения поршня при сборке двигателя обеспечен вылет поршня над торцом уплотни- тельного выступа гильзы в пределах 0,5—0,7 мм. Индекс варианта поршня нанесен на его днище: 10- 20- 30- 40, а также на нерабочем выступе торца гильзы.

Поршень с шатуном соединен пальцем 2 плавающего типа, осевое перемещение которого в поршне ограничивается стопорными кольцами 3.



Возврат к списку