Двигатель ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12. Кривошипно-шатунный механизм. Часть 2.

Двигатель ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12. Кривошипно-шатунный механизм. Часть 2.

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Поршневые пальцы - плавающего типа, пустотелые.

Палец удерживается в поршне двумя стопорными кольцами из круглой пружинной проволоки. Для установки стопорные кольца имеют отогнутый в сторону усик. Кольца устанавливаются в поршень так, чтобы отгиб усика был обращен наружу.

Шатуны. В верхнюю головку шатуна запрессовывается втулка. Нижняя головка шатуна - разъемная. Крышка крепится к шатуну двумя болтами. Крышка с шатуном обрабатывается в сборе, поэтому при сборке крышка должна устанавливаться на тот шатун, с которым она обрабатывалась. На крышке и шатуне (на одной из бобышек под шатунный болт) выбивается номер цилиндра, в который этот шатун с крышкой должен быть установлен.

Самоотвертыванию гайки шатунного болта препятствует специальная штампованная стопорная гайка.

Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и во втулке имеются совпадающие отверстия. В месте перехода нижней головки шатуна в стержень имеется отверстие, через которое осуществляется смазка стенок цилиндра.

Поршни и шатуны точно подогнаны по весу. Разница в массе одного комплекта, состоящего из шатуна, поршня и поршневого пальца, не должна превышать 8 г.

Коленчатый вал статически и динамически сбалансирован.

Шатунные шейки - полые. Полости шатунных шеек герметически закрыты резьбовыми пробками, которые завернуты с крутящим моментом 3,8-4,2 даН·м (3,8-4,2 кгс·к).

Масло от коренных шеек к шатунным подаются через сверления.

Осевые перемещения коленчатого вала воспринимаются упорными шайбами переднего коренного подшипника. Задняя шайба обращена антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала и удерживается от вращения специальным выступом, входящим в паз на крышке подшипника. Передняя шайба обращена антифрикционным слоем к носку коленчатого вала в опирается на упорную стальную шайбу. Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами, запрессованными в блок и в крышку переднего коренного подшипника.

Уплотнение заднего конца коленчатого вала осуществляется сальником из асбестового шнура. Отрезки асбестового шнура, пропитанного маслографитовой смесью, укладываются в специальные канавки блока цилиндров и сальникодержателя, обжимаются, а затем обрезаются. Выступание над плоскостью стыка 0,5-1,0 км.

Боковые поверхности сальникодержателя уплотняются специальными резиновыми прокладками, установленными в прорези на сальникодержателе.

Маховик крепится к коленчатому валу при помощи четырех болтов, которые плотно входят в отверстия фланца коленчатого вала и маховика. Момент затяжки болтов крепления маховика должен быть в пределах 7,6-8,3 даН·м (7,6-8,3 кгс·м).

Вкладыши. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала имеют тонкостенные вкладыши.

Все вкладыши коренных подшипников имеют кольцевую канавку и по одному отверстию для подвода масла.

Шатунные вкладыши имеют по одному отверстию для подвода масла. Все коренные и шатунные вкладыши соответственно взаимозаменяемы.

Обслуживание кривошипно-шатунного механизма

Периодически следует проверять крепление головки цилиндров и очищать от нагара днища поршней и поверхности камер сгорания.

При применении рекомендованных бензинов и масел и соблюдении режима работы двигателя (температура воды 80-85 °С) отложения нагара незначительны и на работу двигателя не влияют. При нарушении этих условий в двигателе может образоваться слой нагара, вызывающий детонацию, уменьшение мощности и увеличение расхода топлива.

Для удаления нагара надо снять впускную трубу и головки цилиндров и очистить камеры сгорания и днища поршней. Быстрое повторное образование нагара на головках и поршнях означает, что двигатель требует ремонта.

Для увеличения ресурса двигателя до первого капитального ремонта рекомендуется в процессе эксплуатации произвести замену поршневых колец и вкладышей коленчатого вала. Вкладыши коренных подшипников подлежат замене при падении давления масла на прогретом двигателе ниже 100 кПа (1,0 кгс/см2) при 1200 об/мин, что соответствует скорости движения на прямой передаче около 40 км/ч. Масляный радиатор при контроле давления масла должен быть выключен. Езда с давлением масла меньше 100 кПа (1,0 кгс/см2) на указанной и более высокой скорости - не допускается. При замене коренных вкладышей шатунные нужно осмотреть и заменить лишь в случае необходимости.

Одновременно с заменой вкладышей необходимо очистить полости шатунных шеек коленчатого вала. Эта операция должна выполняться тщательно, т.к. остатки не вычищенной грязи будут занесены маслом к шатунным вкладышам, что приведет к их задиру и наносу. После очистки пробку завернуть. Поршневые кольца требуют замены, если расход масла, на угар превысит 400г/100км. При замене двигатель устанавливать комплект колец, состоящий из верхнего компрессионного нехромированного чугунного кольца, второго компрессионного из набора стальных дисков и комплекта маслосъемного кольца с нехромированными стальными дисками.

При замене колец следует удалить на гильзе (шабером или иным способом) неизношенный выступающий поясок в ее верхней части. Одновременно следует очистить головки цилиндров и днища поршней от нагара, полость водяной рубашки от накипи, а клапаны притереть.



Возврат к списку