Блок цилиндров, головка, кривошипно-шатунный механизм. Часть 2

Блок цилиндров, головка, кривошипно-шатунный механизм. Часть 2

Часть 2

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1

Маслосъемные кольца современных двигателей стальные коробчатого сечения. В канавку такого кольца устанавливают витой пружинный расширитель, обеспечивающий прижатие кольца к стенкам цилиндра. Снаружи кольцо имеет пористое хромирование.

Поршневой палец в виде пустотелого стержня изготовлен из хромоникелевой стали. Наружная поверхность его цементирована на глубину 1,0-1,4 мм и закалена токами высокой частоты. Плавающее крепление не допускает зажатия пальца ни в бобышках поршня, ни в шатуне. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами, установленными в бобышках поршня. При сборке пальца с поршнем последний нагревают в масляной ванне.

Шатуны, соединяющие поршни с коленчатым валом, изготовлены из хромистой стали. Стержень 6 шатуна имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна 8 цельная, в нее запрессовывают бронзовую втулку под поршневой палец.

Нижняя головка шатуна у двигателей ЯМЭ-236 и ЯМЭ-238 имеет косой разрез, а у двигателя ЯМЗ-740 - прямой с плоским стыком. Косой разрез позволяет уменьшить радиус окружности, описываемой нижней частью шатуна при вращении. Однако в этом случае для повышения надежности соединения на поверхностях разъема шатуна и крышки наносят мелкие шлицы.

У двигателя ЯМЗ-740 болты 10 крепления крышки запрессованы в тело шатуна. Подшипники нижних головок шатунов имеют сменные тонкостенные вкладыши 9, изготовленные из стальной ленты, покрытой слоем свинцовой бронзы. У двигателей ЯМЭ-236 и ЯМЭ-238 вкладыши изготовлены из сталеалюминиевой ленты. Крышки шатунных подшипников невзаимозаменяемы.

Коленчатый вал, воспринимающий все усилия, передаваемые на кривошипно-шатунный механизм, требует особо высокой прочности, изготовляется он горячей штамповкой из высокоуглеродистой стали с последующим азотированием коренных и шатунных шеек. Форма его определяется количеством и расположением цилиндров двигателя. У 8-цилиндровых У-образных двигателей (ЯМЭ-238, ЯМЗ-740) шатунные шейки расположены под углом 90° друг к другу, а у 6-цилиндрового У-образного двигателя ЯМЭ-236 - под углом 120°. Коленчатый вал двигателя ЯМЭ-236 показан на рис. 11. Коленчатые валы дизельных двигателей имеют перекрытие коренных и шатунных шеек, т. е. в поперечной проекции их сечения частично перекрывают друг друга, чем достигается повышенная жесткость вала. Поверхность коренных и шатунных шеек закаливают токами высокой частоты.

Коленчатые валы дизельных двигателей - полноопорные, т. е. между каждыми двумя шатунными шейками располагается коренная шейка. Кроме того, коренные шейки расположены по обоим концам коленчатого вала. Все коренные шейки коленчатого вала опираются на. соответствующие коренные подшипники блока цилиндров.

Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236
Рис. 11. Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236
1 — болт шкива- 2 — шайба шкива- 3 — шкив коленчатого вала- 4 — гайка крепления противовеса- 5 — замковая шайба- 6 — передний маслоотражатель- 7 — вкладыши коренного подшипника- 8 — полукольцо упорного подшипника- 9 — маслоотражатель- 10 — противовес на щеке коленчатого вала- 11 — шестерня привода распределительного вала- 12 — выносной противовес

Для лучшего уравновешивания коленчатые валы снабжают противовесами. Противовесы 10 штампуются заодно со щеками коленчатого вала или привертываются к ним винтами. Кроме основных противовесов, расположенных на щеках коленчатого вала, на переднем и заднем его концах, установлены два дополнительных противовеса. У двигателя ЯМЭ-236 один из противовесов выполнен в виде прилива на маховике, а другой выноской 12 - на передней щеке коленчатого вала. У двигателя ЯМЗ-740 дополнительные противовесы напрессованы на вал.

От коленчатого вала приводится распределительный вал, а также ряд других вспомогательных механизмов двигателя. Задний торец коленчатого вала имеет фланец для крепления маховика.

От осевого смещения коленчатый вал удерживается четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, входящими в выточки задней опоры вала. Коленчатый вал спереди и сзади уплотнен резиновыми самоподвижными сальниками.

Шатунные шейки коленчатого вала имеют наклонные полости, которые используются для центробежной очистки масла, подаваемого из коренных подшипников по сверленым каналам. Частицы грязи при вращении вала отбрасываются к периферии и оседают на стенках полости. Снаружи полости закрыты заглушками с резьбой. При капитальном ремонте двигателя их вывертывают, а полости тщательно очищают.

В отличие от взаимозаменяемых вкладышей шатунных подшипников верхние и нижние вкладыши 7 коренных подшипников невзаимозаменяемы. В верхних вкладышах коренных подшипников выполнены отверстия для прохода масла и кольцевые канавки для равномерного образования смазывающего слоя. От проворачивания и бокового смещения вкладыши удерживаются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока и крышках подшипников. Крышки коренных подшипников дополнительно стягиваются горизонтально расположенными болтами (ЯМЗ-740).

Маховик, служащий для повышения равномерности вращения коленчатого вала и вывода поршней из мертвых точек, выполнен в виде массивного литого диска.

Коленчатый вал балансируется в сборе с маховиком. Правильность установки маховика на коленчатом валу обеспечивается наличием на фланце коленчатого вала двух установочных штифтов, имеющих несимметричное расположение. Для надежного крепления маховика применяются болты из легированной стали, предохраняемые от самоотвертывания стопорными пластинами. На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске двигателя.



Возврат к списку