Двигатель автомобиля КамАЗ. Механизм газораспределения.

Двигатель автомобиля КамАЗ. Механизм газораспределения.

Часть 2

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1

Механизм газораспределения КАМАЗ

На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним расположением распределительного вала.

Распределительный вал (рис. 21) стальной- поверхностный слой кулачков цементирован, а опорные шейки подвергнуты термообработке т. в. ч. Он установлен в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные залитые антифрикционным сплавом втулки.

Распределительный вал в сборе
Рис. 21. Распределительный вал в сборе: 1 - распределительный вал- 2 - корпус подшипника- 3 - распределительныя шестерня- 4 - шпонка

Профиль кулачков безударный, неодинаковой для впускных и выпускных кулачков. На задний конец распределительного вала напрессована прямозубая шестерня 3. Распределительный вал приводится во вращение промежуточными шестернями, связанными с шестерней коленчатого вала. Шестерни имеют на торцах метки, которые используют при сборке для обеспечения заданных фаз газораспределения. Шестерни стальные, штампованные с термообработанными зубьями. Осевому перемещению вала препятствует корпус 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами.

Клапаны (см. рис. 15) изготовлены из жаропрочной стали. Каждый цилиндр имеет один впускной 9 и один выпускной 6 клапаны. Конструктивно исполнение впускного и выпускного клапанов одинаковое. Стержень клапана перед установкой графитируют. Угол рабочей фаски клапанов 90°. Диаметр тарелки впускного клапана 51,5 мм, выпускного 46,5 мм- высота подъема клапанов 12,5 мм.

Клапаны перемещаются в изготовленных из металлокерамики направляющих втулках 4. Предотвращает попадание масла в цилиндр по зазору стержень—втулка манжета 12.

Привод клапанов состоит из толкателей, штанг, коромысел. Клапаны при работе двигателя проворачиваются.

Толкатели (рис. 22) тарельчатого типа с цилиндрической направляющей частью, изготовлены из стали .с последующей наплавкой на поверхность тарелки отбеленного чугуна. Профиль тарелки — сфера радиусом 1500 мм. Для слива масла в направляющей части толкателя имеются два отверстия.

Толкатель
Рис. 22. Толкатель: 1 - наплавка
Штанга толкателя
Рис. 23. Штанга толкателя: 1 - верхний наконечник- 2 - стержень- 3 - нижний наконечник
Коромысло клапана в сборе
Рис. 24. Коромысло клапана в сборе: 1 - регулировочный винт- 2 - гайка- 3 - коромысло- 4 - втулка

Направляющие толкателей, изготовленные из серого чугуна, съемные, что обеспечивает технологичность и ремонтоспособность блока. На двигатель устанавливают четыре направляющих, в которых размещены четыре толкателя. Каждая направляющая зафиксирована двумя штифтами и прикреплена к блоку двигателя двумя болтами. Болты зафиксированы стопорными шайбами.

Штанги толкателей (рис. 23) стальные, пустотелые, со вставными наконечниками 2 и 3.

Коромысла клапанов (рис. 24) стальные, штампованные двуплечие рычаги, у которых отношение большего плеча к меньшему составляет 1,55. Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором. Подшипниками коромысел служат бронзовые втулки.

Стойки коромысел фиксируют двумя штифтами и крепят на головке цилиндра двумя шпильками.

Пружины клапанов (см. рис. 15) винтовые (по две на каждый клапан) — с различным направлением навивки.

Диаметр проволоки: наружной пружины 4,8 мм, внутренней 3,5 мм. Предварительно устанавливаемое усилие пружин 36 кге, суммарное рабочее — 83 кгс.

Нижними концами пружины опираются через стальную шайбу 13 на головку блока, верхними — на тарелку 7 клапана. Тарелка, в свою очередь, опирается на стальную втулку 5, которая соединяется со стержнем клапана двумя конусными сухарями 8. Во время работы двигателя под действием вибрации клапан проворачивается относительно седла.

Блок распределительных шестерен
Рис. 25. Блок распределительных шестерен: 1— ведущая шестерня- 2 и 3 — промежуточные шестерни- 4 — шестерня распределительного вала- 5 — шестерня привода топливного насоса- 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя руля- 7 — шестерня привода компрессора

Блок шестерен (рис. 25), расположенный на заднем торце блока двигателя, является приводом вала газораспределительного механизма, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля. Газораспределительный механизм приводится во вращение промежуточной шестерней 2, связанной с прямозубчатой шестерней 1, установленной с натягом на коленчатом валу. Блок промежуточных шестерен вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Ведомая шестерня 4 привода газораспределительного механизма установлена на шейку вала с натягом и находится в зацеплении с шестерней 5 привода топливного насоса. Сборка шестерен выполнена так, чтобы метки находящихся в зацеплении шестерен (показано на рис. 25 в кружочках) совмещены. Вал привода топливного насоса высокого давления — карданный, с упругими элементами диафрагменного типа, компенсирующими несоосность установки вала топливного насоса и вала шестерни.

С шестерней 5 находятся в зацеплении установленные на валах шестерни 7 и 6 приводов компрессора и насоса гидроусилителя руля.



Возврат к списку