Дизельный двигатель. Смазочная система. Часть 1

Дизельный двигатель. Смазочная система. Часть 1

Часть 1

Смазочная система двигателя обеспечивает подачу масла ко всем его трущимся поверхностям. У современных дизельных двигателей применяется комбинированная смазочная система с подачей масла под давлением, создаваемым шестеренчатым масляным насосом, к наиболее нагруженным рабочим поверхностям и смазкой разбрызгиванием остальных трущихся поверхностей.

Принципиальная схема смазывания многоцилиндрового V-образного дизельного двигателя показана на рис. 15.

Принципиальная схема смазочной системы
Рис. 15. Принципиальная схема смазочной системы: 1 — фильтр тонкой очистки масла- 2 — слив масла в поддон- 3 — маслозаливная горловина- 4 — коромысло- 5 — штанга толкателя- 6 — шатун- 7 — центральный масляный канал- 8 — коленчатый вал- 9 — сливной клапан масляной магистрали- 10 — трубопровод к масляному радиатору- 11 — подвод масла из радиатора в поддон- 12 — предохранительный клапан радиаторной секции- 13 — редукционный клапан- 14 — радиаторная секция масляного насоса- 15 — нагнетательная секция масляного насоса- 16 — масляный поддон- 17 — распределительный вал- 18 — ось толкателей- 19 — перепускной клапан- 20 — масляный фильтр- А — высокое давление- Б — засасывание масла- В — слив и смазка самотеком- Г — масляные каналы коленчатого вала

Как правило, под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, верхние головки шатунов, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники масляного насоса и его привода. Гильзы цилиндров, кулачки распределительного вала, шестеренчатые передачи и их подшипники смазываются разбрызгиванием.

Шестеренчатый масляный насос имеет две секции 14 и 15. Секция 15 соединена с магистралью, подающей масло к трущимся поверхностям, секция 14 направляет масло в радиатор для охлаждения.

Масло, поступающее в насос, проходит через заборник с сетчатым фильтром, закрытым сверху специальной крышкой, исключающей подсос воздуха и падение давления в системе смазки при наклонах двигателя.

Устройство масляного насоса двухсекционного типа показано на рис. 16. Он состоит из корпуса 1 основной секции, разделительной пластины 15 и корпуса 13 дополнительной (радиаторной) секции. Каждая секция имеет ведущую и ведомую шестерни. Обе ведущие шестерни 4 и 11 приводятся от ведущего вала 6.

Шестеренчатый масляный насос
Рис. 16. Шестеренчатый масляный насос: 1 — корпус основной секции- 2 — ведомая шестерня основной секции: 3 — редукционный клапан- 4 — ведущая шестерня основной секции- 5 — втулка- 9 — ведущий вал- 7 — шестерня привода насоса- 8 — кронштейн- 9 — промежуточная шестерня- 10— фиксатор шестерни- 11 — ведущая шестерня радиаторной секции- 12 — ведомая шестерня радиаторной секции- 13 — корпус радиаторной секции- 14 — предохранительный клапан радиаторной секции- 15 — разделительная пластина- 16 — ось ведомых шестерен- 1 — схема насоса

В корпусе основной секции насоса установлен редукционный клапан 3 насоса, ограничивающий давление в смазочной системе. Когда давление при выходе из насоса достигает 0,75—0,8 МПа, клапан открывается, предотвращая этим повреждение отдельных участков системы.

Непосредственно в корпус 13 радиаторной секции встроен предохранительный клапан 14. Он отрегулирован на давление 0,08—0,12 МПа. Кроме того, на нижней плоскости блока имеется сливной клапан, открывающийся при давлении 0,5—0,55 МПа. Это необходимо для поддержания стабильного давления в системе смазки двигателя. Как только давление превысит установленный предел, клапан открывается и часть масла перепускается в картер двигателя.

В настоящее время на двигателях ЯМЗ вместо сливного клапана устанавливают дифференциальный клапан, располагаемый в корпусе нагнетающей секции насоса. Он служит для ограничения величины давления в главной масляной. магистрали до 0,4—0,45 МПа.

У двигателя ЯМЗ-740 помимо подшипников коленчатого и распределительного валов масло проходит под давлением к подшипникам осей коромысел, верхним сферам штанг толкателей, топливному насосу и компрессору.

Полнопоточная система очистки масла, принятая у двигателя ЯМЗ-740, предусматривает последовательное включение фильтров, обеспечивающих достаточно тонкую очистку при помощи сменных элементов. Масло, поступающее для охлаждения в радиатор, очищается посредством фильтра, включенного параллельно по отношению к главной масляной магистрали.

Фильтрующие элементы полнопоточного масляного фильтра изготовлены из специальной массы, в состав которой входят древесная мука и пульвербакелитовая связка. Корпус полнопоточного фильтра крепится болтами к правой стенке блока цилиндров. Сверху он закрыт стальными колпаками, крепящимися к нему посредством стержней с резьбовыми наконечниками. Фильтры уплотнены прокладками, входящими в кольцевые выточки в корпусе фильтра и прижимаемыми к сменному элементу спиральной пружиной.

Часть 2


Возврат к списку