Часть 1
В мировом автомобильном парке дизельный двигатель стал основным силовым агрегатом для автомобилей большой и средней грузоподъемности. Широко его используют также на грузовых автомобилях малой грузоподъемности и автобусах.
Большое распространение дизельных двигателей объясняется многими причинами. Главное их преимущество заключается в большей топливной экономичности по сравнению с автомобилями, имеющими карбюраторные двигатели.
Важнейшим показателем топливной экономичности является удельный расход топлива, который у дизельных двигателей меньше, чем у карбюраторных, на 18 - 20%. Практически при эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями в различных дорожных условиях их топливная экономичность по сравнению с равными по грузоподъемности автомобилями с карбюраторными двигателями в ряде случаев достигает 35 - 40%.
Для грузовых автомобилей с дизельными двигателями выпускают двух- и трехосные шасси.
В связи с экономической целесообразностью повышения грузоподъемности автомобилей при соблюдении установленных норм нагрузки на ось все увеличивается доля выпускаемых трехосных автомобилей.
В настоящее время в СССР двухосные автомобили с дизельными двигателями выпускает только Минский автомобильный завод. До 1977 г. с заводского конвейера сходили двухосные автомобили семейства МАЗ-500А, состоящего из следующих моделей:
С 1977 г. Минский автозавод приступил к производству автомобилей нового семейства МАЗ-5335, в которое вошли:
Краткая техническая характеристика автомобиля МАЗ-5335 и его основных модификаций приведена в табл. 1.
Характерной особенностью конструкции автомобилей Минского завода является расположение кабины над двигателем.
Такая компоновка, называемая бескапотной, позволяет сместить кузов и кабину вперед, повысив полезную площадь кузова, при сохранении той же длины автомобиля.
Продвижение кузова вперед обеспечило более рациональное распределение нагрузки по осям автомобиля. Расположение кабины над двигателем создало хорошую обзорность дороги с места водителя. Удобный доступ к двигателю и другим механизмам (рулевому механизму, передней подвеске, приборам электрооборудования) обеспечивается благодаря откидыванию кабины автомобиля вперед. Для обеспечения возможности откидывания кабина крепится к раме при помощи шарнирного устройства, надежно запираемого в транспортном положении.
Бескапотная компоновка предъявляет определенные требования к двигателю (двигатель должен иметь небольшую длину и высоту и хорошо вписываться в пространство под кабиной). У-образные двигатели хорошо удовлетворяют этим условиям.
В качестве силового агрегата на автомобилях МАЗ применяют дизельные двигатели производства Ярославского моторногозавода: 6-цилиндровые ЯМЗ-236 мощностью 132,4 кВт и 8-цилиндровые ЯМЗ-238 мощностью 176,5 кВт.
Таблица 1. Краткая техническая характеристика основных моделей автомобилей Минского автозавода
Параметры | МАЗ-5335 | МАЗ-5549 | МАЗ-542Э | МАЗ-504 В |
Грузоподъемность, кг | 8 000 | 8 000 |
|
|
Масса прицепа или полуприцепа с грузом, кг | 12 000 | - | 17 750 | 25 700 |
Собственная масса, кг | 6 725 | 7 225 | - | 6 650 |
Полная масса, кг | 14 950 | 15 375 | 24 515 | - |
База, мм | 3 950 | 3 400 | 3 400 | 3 400 |
Колея передних колес (по грунту), мм | 1 970 | 1 970 | 1 970 | 1 970 |
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм | 1 805 | 1 865 | 1 865 | 1 865 |
Дорожный просвет (под передней осью), мм | 270 | 270 | 270 | - |
Наименьший радиус поворота, м | 8,5 | 7,5 | 7,8 | - |
Углы свеса (с полной нагрузкой), град: |
|
|
|
|
передний | 25 | 24 | 28 | 30 |
задний | 26 | 48 | 48 | 50 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
длина | 7 250 | 5 785 | 5 620 | 5 630 |
ширина | 2 500 | 2 500 | 2 500 | 2 500 |
высота | 2 720 | 2 620 | 2 630 | 2 650 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 | 75 | 85 | 85 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 22 | 22 | 22 | 40 |
Помимо двухосных автомобилей Минский автомобильный завод выпускает некоторые модели трехосных автомобилей. Преимущества трехосных автомобилей заключаются в благоприятном распределении нагрузки на полотно дороги, хорошей проходимости, относительно высокой объемной грузоподъемности, т.е. способности вмещать большое количество легковесного груза.
Магистральные транспортные автомобили, предназначенные для хороших дорожных условий, не требующих повышенной тяги, например на равнинной или слабо холмистой местности, иногда выполняют с третьим неведущим дополнительным мостом. Так, на Минском автомобильном заводе создан грузовой автомобиль МАЗ-516Б для магистральных перевозок с третьим неведущим дополнительным мостом, вывешиваемым при необходимости кратковременного повышения тяги на ведущем мосту или во время холостого пробега. Незначительное увеличение собственной массы такого автомобиля позволяет почти в два раза увеличить его грузоподъемность.
Часть 2
Здесь Вы можете получить ответы на Ваши вопросы, заполнив on-line форму вопроса
Переезд офиса и квартиры |
Грузоперевозки Газель |
Наши преимущества
⇒ Сопровождение менеджером
⇒ Проверка груза и погрузка
⇒ Грузоперевозки любых габаритов
⇒Доставка в оговоренные сроки
⇒ Квалифицированные специалисты
⇒ Профессиональные грузчики
⇒ Индивидуальный подход к клиенту