Эвакуационная и инженерная техника на шасси КрАЗ-260. Часть 1.

Эвакуационная и инженерная техника на шасси КрАЗ-260. Часть 1.

Эвакуационная и инженерная техника на шасси КрАЗ-260

Часть 1

Созданные в 1980-е годы на шасси КрАЗ-260 средние и тяжелые эвакуационные машины в советские времена так и остались опытными образцами. Их разработкой занимался 21 НИИИ, уже имевший опыт проектирования новой для Советской Армии техники. В 1984 году на 38 заводе был построен первый опытный средний колесный эвакуационный тягач ТК-8А (КЭТ-С), представлявший собой грузовик КрАЗ-260 с бортовым кузовом для специального оснащения, оборудованный лебедкой и задним подъемно-транспортным устройством для буксировки поврежденных автомобилей. Одновременно были созданы опытные средний колесный эвакуационный транспортер ТК-9 (КТ-С) и тяжелая машина технической помощи МТП-А7 с буксирными и подъемными приспособлениями. Все эти автомобили испытывались до 1989 года, и к тому времени речи об организации их серийного производства уже не шло.

Прототип эвакуатора КТ-С с подъемно-транспортными и буксирными устройствами. 1984 год.
Прототип эвакуатора КТ-С с подъемно-транспортными и буксирными устройствами. 1984 год.

На шасси КрАЗ-260 перекочевали практически все тяжелые войсковые автомобильные краны, ранее созданные для монтажа на предыдущие модели дорожных и полноприводных грузовиков. В основном это были доработанные модификации армейских гидравлических автокранов — многоцелевого 10-тонного КС-3576 и 12-тонного КС-3576-1 Ивановского кранового завода, а также 14-тонного КС-3575А-1 Дрогобычского завода с двухсекционной стрелой длиной 14 м. На шасси 260 базировался также войсковой одноковшовый экскаватор ЭОВ-4422 с 0,65-кубовым ковшом — доработанный вариант модели ЭОВ-4421 для автомобиля КрАЗ-255Б1.

Модернизированный гидравлический войсковой экскаватор ЭОВ-4422 на шасси КрАЗ-260.
Модернизированный гидравлический войсковой экскаватор ЭОВ-4422 на шасси КрАЗ-260.

В категории инженерного оборудования для строительства мостов и возведения наплавных переправ на основе 260-й серии продолжалась установка тяжелых механизированных колейных мостов ТММ и элементов понтонно-мостовых парков ПМП и ПМП-М, однако появление длиннобазного шасси КрАЗ-260Г привело к появлению модернизированных версий ТММ-ЗМ и ТММ-ЗМ1 и началу внедрения нового парка ППС-84.

ТММ-ЗМ/ЗМ1 — модернизированные 60-тонные механизированные мосты на шасси КрАЗ-260 для наведения мостовых переходов через препятствия шириной до 42 м и глубиной до 3 м. Их комплект состоял из четырех мостоукладчиков с удлиненными двухколейными мостовыми блоками и опорами высотой 1,6-3,0 м, а основные модификации сводились к доработке мостовых пролетов с целью расширения их возможностей по пропуску самой разнообразной техники, усилению отдельных элементов, облечению и ускорению процесса сборки и сокращению боевого расчета. Время сборки 42-метрового моста силами экипажа из 8 человек было снижено с 90 до 75 минут.

Механизированный мост ТММ-3М1 на шасси КрАЗ-260Г с удлиненными колейными блоками.
Механизированный мост ТММ-3М1 на шасси КрАЗ-260Г с удлиненными колейными блоками.

ППС-84 — самый крупный и совершенный советский тяжелый 120-тонный понтонно-мостовой парк, способный пропускать практически любую автобронетанковую технику и многоосные подвижные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь». Под кодовым наименованием «Амур» с 1972 года разрабатывался Навашинским машзаводом. Первый опытный образец был смонтирован на грузовиках КрАЗ-255Б1, а модернизированный вариант базировался на длиннобазных шасси КрАЗ-260Г. После испытаний парк ППС-84 приняли на вооружение в 1986 году.

Парк ППС-84 предназначался для оперативного наведения наплавных мостов грузоподъемностью 60-120 т с одно- и двухрядным движением и сборки паромов различного назначения с полезной нагрузкой от 60 до 360 т, приспособленных для эксплуатации при скорости течения водных преград до 4 м/с и волнения до трех баллов. Его главным элементом являлись более крупные и прочные, чем в парке ПМП-М, раскладные 22,5-тонные речные звенья размерами 7360x8280 мм, состоявшие из четырех шарнирно соединенных между собой цельнометаллических понтонов с упрочненной стальной палубой для пропуска тяжелой гусеничной техники, раздвижными телескопическими боковыми секциями и волноотражателями. Береговые 16-тонные звенья размерами 7240x7170 мм снабжались откидными аппарелями, гидравлическими устройствами сопряжения с береговой полосой и якорями. Для буксировки паромов, разведки, охраны моста и удержания его в сильном течении применялись более мощные катамаранные буксирно-моторные катера БМК-460 с двумя 230-сильными дизельными двигателями и двумя гребными винтами в полноповоротных колонках, позволявших им передвигаться со скоростью 16 км/ч в обоих направлениях, резко тормозить и разворачиваться на месте. Для их доставки применяли обычные понтонные автомобили.

Береговое звено понтонно-мостового парка ППС-84 на автомобиле КрАЗ-260Г. 1986 год.
Береговое звено понтонно-мостового парка ППС-84 на автомобиле КрАЗ-260Г. 1986 год.

В штатный батальонный комплект парка ППС-84 входили 54 автомобиля, в том числе 36 понтонных и 12 катерных. Полный комплект парка включал шесть батальонов и состоял из 192 понтонных машин с речными звеньями, 24 автомобилей с береговыми звеньями, 12 грузовиков с выстилкой и 72 катерных машин. Кроме того, в его составе находились вспомогательные автомобили для доставки такелажного, водоотливного и противопожарного оборудования, средств наведения зимней переправы, разведки и регулирования движения, различного имущества и запасных частей. Таким образом, в общей сложности парк ППС-84 включал 324 автомобиля КрАЗ-260Г, и в зависимости от конкретных условий допускалось его деление на разные составные части. Время составления паромов различной грузоподъемности, передвигавшихся со скоростью до 14 км/ч, находилось в пределах 15-25 минут, наплавных мостов разных категорий длиной от 702 до 1393 м при ширине проезжей части 6,55-13,8 м — 2,5-3,5 часа. Внешне мост парка ППС-84 отличался от ПМП увеличенной длиной звеньев и боковыми щитами-волноотражателями. В трудные времена конца 1980-х и начала 1990-х годов парк не выпускался и в вооруженные силы СССР, России и Украины не поставлялся.



Возврат к списку