Тормозная система на грузовых автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Тормозная система на грузовых автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Тормозная система на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

К тормозной системе автомобилей предъявляют высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянке автомобиль должен надежно удерживаться от самопроизвольного перемещения, что особенно важно, когда автомобиль стоит на дороге с продольным уклоном.

Согласно ОСТ 37.001.016-70 рабочие тормозные системы грузовых автотранспортных средств должны обеспечивать следующую эффективность: при полной массе до 12 т и начальной скорости торможения 50 км/ч тормозной путь не должен превышать 26,5 м- при полной массе свыше 12 т и начальной скорости торможения 40 км/ч тормозной путь не должен превышать 18,4 м.

Для выполнения указанных требований грузовые автомобили с дизельными двигателями оборудованы эффективно действующими рабочими тормозными системами. В качестве рабочего тормоза используют колодочные тормозные механизмы барабанного типа, устанавливаемые на всех колесах автомобиля (колесные тормоза) и приводимые в действие от одной тормозной педали.

Для удержания автомобиля на месте во время его стоянки используется стояночная тормозная система. Кроме того, у многих современных автомобилей имеется также вспомогательная тормозная система, предназначенная для снижения нагрузки на рабочие тормоза, а также запасная.

Рабочая тормозная система грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Колесные тормоза барабанного типа у всех отечественных автомобилей с дизельными двигателями близки по своему устройству. Каждый колесный тормоз состоит из неподвижной части — суппорта, на котором установлены тормозные колодки, и вращающегося вместе с колесом тормозного барабана.

При торможении колодки прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности тормозного барабана, сила трения создает тормозной момент, который противодействуют вращению колеса, а продольная реакция между колесом и поверхностью дороги оказывает сопротивление поступательному движению колеса.

Устройство колесного тормозного механизма показано на рис. 98. Две тормозные колодки 1 установлены на эксцентриковых осях 2, противоположные торцы колодок опираются на разжимный кулак 4 при помощи роликов 5, расположенных на концах колодок. Такая конструкция уменьшает потери на трение и снижает износ рабочих поверхностей.

Колесный тормозной механизм грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ
Рис. 98. Колесный тормозной механизм грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ: 1 — колодка- 2 — эксцентриковая ось- 3 — тормозной барабан- 4 — разжимной кулак- 5 — ролики

В момент торможения, при повороте разжимного кулака, колодки прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности барабана 3. В отторможенном положении колодки стягиваются и удерживаются четырьмя спиральными пружинами.

Разжимной кулак находится на валу, на концевой части которого выполнены шлицы, насаженная на этих шлицах червячная шестерня находится в зацеплении с червяком, закрепленным в приводном рычаге. Противоположный конец приводного рычага соединен с вилкой штока тормозной камеры. Червячная пара в приводном рычаге обеспечивает удобство регулировки зазора между колодками и тормозным барабаном. Поворачивая червяк, меняют положение разжимного кулака и разводят колодки, устанавливая требуемый зазор.

Тормозные профилированные накладки из асбестовой массы крепятся к колодкам полыми латунными заклепками, а у автомобилей КрАЗ привернуты впотай винтами. Тормозные механизмы передних и задних колес одинаковы по конструкции, разница заключается лишь в креплении суппортов, которые у передних колес крепятся к фланцам поворотных цапф, а у задних — к фланцам балок ведущих мостов.



Возврат к списку