Техническое обслуживание ходовой части автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 1.

Техническое обслуживание ходовой части автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 1.

Техническое обслуживание ходовой части автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Часть 1

Агрегаты и узлы ходовой части должны отличаться высокой прочностью и надежностью и обеспечивать при всех условиях движения и допустимой нагрузке правильность взаимного расположения всех механизмов и деталей автомобиля. Некоторые неисправности ходовой части автомобиля могут являться причинами дорожно-транспортных происшествий. Наиболее опасны следующие неисправности: недостаточная затяжка гаек крепления колес, дефекты резьбы и износ отверстий под шпильки, которые могут привести к срезанию шпилек и отрыву колеса-

Срыв замкового кольца диска колеса в результате его неправильной установки вызывает размонтирование шины. При движении автомобиля с достаточно большой скоростью отлетевшее замковое кольцо может нанести сильный удар пешеходам-

Неправильная затяжка подшипников передних колес. Слабая затяжка ведет к ускоренному износу подшипников, смятию и срезанию резьбы поворотной цапфы, что может вызвать соскакивание переднего колеса. Затяжка с излишним усилием вызывает перегрев подшипников, выгорание смазки в них и последующее разрушение.

Техническое обслуживание агрегатов и узлов ходовой части выполняют при ТО-1 и ТО-2.

В ТО-1 входят следующие работы: проверка крепления стремянок рессор, рессорных пальцев и хомутиков, амортизаторов- определение люфта в подшипниках ступиц колес и шкворней поворотных цапф, контроль состояния рамы автомобиля и балки передней оси- смазка пальцев рессор, шарнирных соединений деталей подвески и переднего моста- проверка состояния шин и давления воздуха в них.

В ТО-2 кроме указанных выше операций входят следующие дополнительные работы:

Проверка правильности расположения переднего и заднего мостов (не должно быть перекосов), состояния сцепного прибора- закрепление хомутиков, стремянки и пальцев передних и задних рессор, подушки передних рессор- проверка состояния амортизаторов и сохранение ими герметичности (не должно быть подтекания амортизаторной жидкости).

Проверка состояния рамы. При проверке технического состояния рамы определяют, нет ли деформации и трещин в полках продольных и поперечных балок рамы, ослабления заклепок, крепления кронштейнов рессор, подрессорников, передних и задних буферов или обрыва заклепок. Автомобили с трещинами или значительной погнутостью рамы необходимо направлять в ремонт.

Проверка состояния рессор и подрессорников. Проверяя состояние рессор и подрессорников, необходимо убедиться в целости всех листов, осмотреть крепление рессор к раме и балкам переднего и заднего мостов, крепление амортизаторов к раме и к накладкам рессор. Ослабленные крепления должны быть подтянуты.

При подтягивании гаек стремянок рессор пользуются динамометрическим ключом. Рекомендуется сначала затягивать передние стремянки, а затем задние. У автомобилей МАЗ момент затяжки гаек стремянок передних рессор равен 390-440 Н•-м, а задних — 590-640 Н•м.

Проверяя заднюю балансирную подвеску, затягивают болты крепления кронштейнов реактивных штанг с моментом 120-140 Н•м, а гайки стремянок и шаровых пальцев реактивных штанг — с моментом не менее 590 Н•м. Если ослабление крепления пальцев реактивных штанг произошло вследствие износа сухарей пальцев, необходимо устранить появившиеся зазоры подтягиванием пробки наконечника тяги. Сначала пробку затягивают до отказа так, чтобы был зажат шаровой палец, а затем отпускают пробку на 1/2 оборота.

Проверка телескопических амортизаторов. Телескопические амортизаторы не требуют добавления жидкости и эксплуатационных регулировок. Если, однако, в эксплуатации отмечается нарушение их нормальной работы, то это является следствием недостатка жидкости или ее загрязнения. Нарушение работы амортизаторов проявляется в продолжительном раскачивании автомобиля после переезда через неровности дороги. При осмотре ходовой части проверяют, нет ли течи жидкости из амортизаторов и надежна ли затяжка их крепления.

При обнаружении течи снимают амортизатор и подтягивают гайку его корпуса специальным ключом с усилием, не превышающим 25 кгс.

Если течь жидкости устранить не удается, амортизатор разбирают и заменяют поврежденные детали. К разборке телескопических амортизаторов прибегают также при -замене в них амортизаторной жидкости.

Смазка рессор и рессорных пальцев. Листы рессор смазывают при выполнении ремонтных работ со снятием рессор с автомобиля. Рессоры разбирают, и все листы тщательно очищают от грязи, старой смазки и следов коррозии, после чего листы покрывают свежей графитовой смазкой (УСсА). Ушки и пальцы передних рессор рекомендуется промыть перед сборкой и смазать пластической смазкой (солидолом).

При проведении ТО-1 пальцы передних рессор смазывают пресс-солидолом (УС-1) через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки.

Регулировка подшипников ступиц передних колес. Необходимость регулировки проверяют следующим образом. Вывесив передние колеса, покачивают каждое колесо при помощи рычага, определяя наличие люфта в подшипниках. Своевременное устранение осевого люфта колеса позволяет предохранить подшипники ступиц от преждевременного износа.

При регулировке подшипников поднимают домкратом передний мост, снимают крышку ступицы и, отогнув край стопорной шайбы, отвертывают контргайку и снимают замковую шайбу. Отпустив гайку, проверяют легкость вращения колеса. Если вращение тугое, то устраняют его причины (задевание тормозных колодок, заедание сальников, выход из строя подшипников). После этого затягивают гайку до тугого вращения колеса в подшипниках, при этом колесо поворачивают, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение относительно колец. Степень затяжки проверяют, заставляя колесо поворачиваться толчком руки, после которого оно должно сразу же останавливаться. Отпустив гайку на 2-3 отверстия в замковой шайбе, вновь проверяют вращение колеса, которое должно сделать до полной остановки несколько оборотов после сильного толчка рукой. По окончании регулировки ставят на место замковую и стопорную шайбы и туго затягивают контргайку.

При регулировке подшипников передних колес следует руководствоваться указаниями заводской инструкции в отношении величины момента затяжки. В частности, у автомобилей МАЗ момент затяжки подшипников должен быть 118 Н•м с последующим ослаблением гайки на одно расстояние между соседними отверстиями в замковой шайбе.

О правильности регулировки подшипников ступиц передней оси можно судить по нагреву ступицы во время движения. Если нагрев ступицы отчетливо ощущается рукой, то рекомендуется ослабить затяжку гайки на одно отверстие в замочной шайбе.



Возврат к списку