Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 2.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 2.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Часть 2

Продолжение. Начало здесь: часть 1

Проверка и регулировка свободного хода конца рычага тормозного крана. Конец рычага тормозного крана должен иметь свободный ход, равный 1-2 мм. При недостаточной величине свободного хода рычага любое незначительное уменьшение длины приводящей его тяги вызовет прикрытие выпускного клапана крана, вследствие чего ухудшится растормаживание автомобиля. Свободный ход рычага тормозного крана ограничивается упорным болтом в крышке корпуса крана. Подвертыванием этого болта уменьшают ход рычага, вывертыванием — увеличивают. По окончании регулировки упорный болт законтривают.

У комбинированного крана утечка воздуха через выпускное отверстие при отпущенной тормозной педали происходит в результате негерметпчности впускного клапана секции, подающей воздух к тормозным механизмам автомобиля, или негерметичности выпускного клапана секции, подающей воздух к тормозному приводу прицепа.

Чтобы установить причину утечки воздуха, кран очищают от пыли и грязи, а затем наносят на выпускное отверстие мыльную эмульсию. Затянув стояночный тормоз, отключают от крана магистраль пневматического привода прицепа. Если после этого при отпущенной тормозной педали утечка воздуха будет продолжаться, то ее причиной является неплотность впускного клапана нижней секции. Прекращение утечки в этом случае свидетельствует о том, что она происходила в результате негерметичного закрытия выпускного клапана или из-за недостаточного уплотнения поршня верхней секции.

Утечка воздуха может происходить также по резьбе пробок, закрывающих полости впускных клапанов. Устраняют утечку подтягиванием самих пробок, а если этого оказывается недостаточным, то заменой уплотнительных прокладок.

Затем полностью нажимают на тормозную педаль, при этом воздух из магистрали прицепа должен выйти в атмосферу через выпускное отверстие крана в течение 1-2 с. Продолжающийся после этого выпуск воздуха свидетельствует об его утечке, в результате недостаточной плотности выпускного клапана секции, соединенной с тормозной магистралью автомобиля или манжеты поршня в нижнем цилиндре.

Негерметнчность клапанов вызывается износом рабочей поверхности резинового конуса или образованием вмятин от седел, глубина которых не должна превышать 0,5-0,7 мм. Прежде чем менять клапаны, делают двух- или трехкратное нажатие на тормозную педаль для продувки клапанов и с их поверхности удаляют посторонние частицы, вызвавшие негерметичность.

В случае замены клапанов должно быть сохранено количество уплотнительных прокладок в месте посадки седла клапана.

Пропуск воздуха по плоскости разъема корпуса тормозного крана является признаком повреждения диафрагмы следящего механизма, которая должна быть заменена.

В обслуживание тормозного крана входит также проверка величины полного хода рычага его привода, которая на верхнем конце рычага должна составлять 20-21 мм. Она может быть отрегулирована подвертыванием прорезной гайки, создающей натяжение пружины тяги цилиндра верхней секции.

Каждый раз после пробега автомобилем 12-15 тыс. км следует промыть в керосине фильтр, установленный в крышке нижнего цилиндра перед выпускным отверстием, для чего нужно отсоединить крышку от корпуса.

Закончив все работы по обслуживанию крана, проверяют работу тормозного крана манометром. С этой целью один из манометров соединяют с трубопроводом, ведущим к тормозной камере, а другой — к соединительной магистрали, подающей воздух к тормозам прицепа. На конце гибкого шланга, подводящего воздух ко второму манометру, устанавливают соединительную головку типа «Б», которая обычно расположена на прицепе.

Установив максимальное давление в воздушных ресиверах автомобиля, открывают разобщительный кран и следят по второму манометру за давлением в соединительной магистрали, которое должно повыситься до 0,48-0,53 МПа, что соответствует условиям оттормаживания прицепа. При плавном нажатии на тормозную педаль давление в магистрали должно плавно уменьшиться до нуля. В то же время давление в тормозной камере, показываемое первым манометром, должно подняться до величины давления в воздушных ресиверах.

При работе автомобиля в составе автопоезда комбинированный тормозной кран должен быть отрегулирован так, чтобы прицеп затормаживался с опережением и не наезжал на буксирующий его автомобиль. Величина опережения должка быть тем выше, чем больше нагрузка прицепа.

Для регулировки опережения начала действия тормозов прицепа на нижней секции комбинированного тормозного крана установлено режимное кольцо, которое через упорный болт и регулировочную втулку действует на пружину, расположенную в нижнем цилиндре крана. От натяжения этой пружины зависит время срабатывания выпускного клапана нижней секции крана.

В соответствии с натяжением пружины изменяется момент начала подачи сжатого воздуха в магистраль привода тормозов автомобиля по отношению к моменту начала выпуска воздуха из магистрали прицепа.

Режимное кольцо может быть установлено в одно из трех положений, обозначенных буквами П, Н, Р.

В положении П кольцо устанавливают, когда автопоезд работает с недогруженным или порожним прицепом, при этом натяжение пружины уменьшается, что сокращает опережение начала торможения колес прицепа.

В положение Н кольцо переводят, когда автопоезд эксплуатируется с полной нагрузкой прицепа.

В положение Р режимное кольцо переводят в случае перегрузки прицепа или работы автопоезда с прицепом повышенной грузоподъемности. При этом поворачивание регулировочной втулки, связанной с режимным кольцом, вызывает увеличение натяжения пружины. Соответственно увеличивается и опережение начала торможения колес прицепа.



Возврат к списку