Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 1.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 1.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Часть 1

Для поддержания тормозной системы в исправном состоянии необходимо тщательно следить за техническим состоянием тормозных механизмов и их приводом. Нельзя допускать эксплуатации автомобилей (согласно правилам дорожного движения), у которых будут обнаружены следующие основные неисправности тормозной системы:

- рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колес, при этом автомобиль в момент торможения разворачивается на угол более 8° или занимает полосу движения шириной более 3,5 м-

- при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается эффективность торможения-

- нарушена герметичность пневматической системы привода тормозов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 0,03 МПа в течение 30 мин при свободном положении органов управления тормозами или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами-

- не работает манометр системы пневматических тормозов-

- компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов-

- отсутствует рабочая тормозная система прицепа (полуприцепа), если она предусмотрена заводом-изготовителем-

- рычаг стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством-

- стояночный тормоз не удерживает автомобиль независимо от условий загрузки на уклоне не менее 16%.

В число работ по техническому обслуживанию тормозной системы входят следующие операции.

Проверка работы компрессора пневматического привода. Перед проверкой работы компрессора регулируют натяжение приводного ремня. Ремень привода должен быть натянут так, чтобы при нажиме на середину ветви с усилием 30 Н прогиб ремня составлял 5-8 мм. При необходимости увеличить натяг ремня пользуются натяжным устройством, позволяющим смещать ось шкива. Отпустив гайку на оси шкива и контргайку натяжного устройства, поворачивают за барашек его винт до получения требуемого натяжения ремня.

Через 10-12 тыс. км пробега автомобиля надо снять заднюю крышку и проверить надежность уплотнения.

Через 40-50 тыс. км пробега снимают головку компрессора и очищают поршни, клапаны и их седла, пружины, а также воздушные каналы от имеющихся на них отложений. При потере герметичности клапаны притирают к седлам.

Собирая головку, смазывают маслом для двигателей стержни разгрузочных клапанов и ось коромысла, регулируют зазоры между регулировочными винтами коромысла и стержнями разгрузочных клапанов так, чтобы они составляли 0,25-0,35 мм. Необходимо также очищать воздушный фильтр компрессора.

Проверка и регулировка регулятора давления. Регулятор давления должен автоматически поддерживать в заданных пределах давление воздуха, подаваемого компрессором. Проверяют регулятор по манометру на специальном стенде.

Если давление воздуха, подаваемого компрессором, выходит за указанные пределы, то регулятор давления следует отрегулировать.

Регулятор давления диафрагменного типа, применяемый на автомобилях МАЗ, регулируют, изменяя натяжение двух цилиндрических пружин, концентрично расположенных в верхнем корпусе регулятора. Для этого расшплинтовывают фасонную гайку, подвертывают ее для увеличения давления. Снижение давления достигается уменьшением натяжения пружин.

Регулятор с клапанами шарикового типа, устанавливаемый на автомобилях КрАЗ, регулируют следующим образом.

Сняв кожух и отвернув контргайку, поворачивают регулировочный колпак, сжимающий пружину. Для увеличения давления, при котором срабатывает регулятор и отключается компрессор, регулировочный колпак завинчивают, а для уменьшения давления отвинчивают. Затем проверяют момент срабатывания регулятора давления и включение компрессора. Если давление, при котором включается компрессор, выходит за пределы нормы, то изменяют число регулировочных прокладок под седлом клапана. Для повышения давления число прокладок увеличивают, а для снижения уменьшают.

По окончании регулировки прокладками проверяют давление отключения компрессора и, если оно выходит за пределы нормы, завертывают или отвертывают колпак, как было указано выше. Закончив все работы, туго затягивают контргайку, фиксирующую положение регулировочного колпака.

Регулировка предохранительного клапана. Для предотвращения чрезмерного повышения давления в пневматической системе (при неисправном регуляторе) предусмотрена установка предохранительного клапана. На автомобилях МАЗ он располагается на компрессоре в блоке с регулятором давления, а у автомобилей КрАЗ — на тройнике левого воздушного ресивера.

Регулируют клапан на срабатывание при указанном давлении регулировочным винтом, ввернутым в корпус клапана и фиксируемым контргайкой. Ввертывая винт в корпус, повышают давление, при котором срабатывает клапан, вывертывая — уменьшают его.



Возврат к списку