Термометры с терморезисторным датчиком и логометрическим указателем

Термометры с терморезисторным датчиком и логометрическим указателем

Термометры с терморезисторным датчиком и логометрическим указателем автомобилей МАЗ, КрАЗ и КамАЗ

Термометры с терморезисторным датчиком и логометрическим указателем применяют на автомобилях МАЗ, КрАЗ и КамАЗ, они имеют пределы измерений температуры от 40 до 120°С.

Датчик ТМ-100 (рис. 57, а) представляет собой латунный баллон 2, в наружной верхней части которого выполнен шестигранник под ключ и резьба для крепления. К плоскому донышку баллона прижат пружиной 3 терморезистор 5. Между стенкой баллона и пружиной размещена изолирующая втулка 4. Сопротивление терморезистора уменьшается с 450 до 50 Ом при увеличении его температуры с 40 до 120°С, что приводит к увеличению силы тока, проходящего через измерительные катушки логометрического указателя. У датчика имеется винт 1 для крепления провода, идущего к указателю термометра.

Указатель (рис. 57, б) имеет пластмассовый каркас 6, состоящий из двух частей, соединенных стяжными винтами 12, на которые намотаны три измерительные катушки 10. Вторая катушка намотана под углом 90° к двум другим. Первая и третья катушки имеют встречное направление обмоток, создающих противоположно направленные магнитные потоки. Внутри каркаса находится постоянный магнит 11, укрепленный на одной оси 9 со стрелкой. Поворачиваясь, магнит устанавливается вдоль магнитных силовых линий результирующего вектора напряженности магнитного поля трех катушек.

В нижней половине каркаса установлен подпятник 13 оси доскообразного магнита и стрелки. Вторым подшипником оси магнита является отверстие в мостике 8, который закрепляется на каркасе и служит опорой шкалы прибора. Между мостиком и шайбой, закрепленной па оси магнита, а также в подшипник мостика вводится демпфирующая смазка для снижения уровня колебаний подвижной системы в условиях вибрации. Для возврата подвижной системы в нулевое положение при выключенном приборе служит небольшой магнит, установленный в нижнюю половину каркаса. Собранный с катушками и магнитом каркас размещают в экранирующем цилиндре 7, чтобы исключить воздействие па магнит посторонних магнитных полей, а также чтобы поле катушек не влияло на показания других приборов.

При включении датчика и указателя в цепь питания ток проходит по двум параллельным цепям (рис. 57, в): первая — катушки 17 и 16 логометра и термокомпенсационный резистор 18, вторая — катушка 15 логометра и терморезистор 14 датчика.

Термометры автомобилей МАЗ, КрАЗ и КамАЗ
Рис. 57. Термометры автомобилей МАЗ, КрАЗ и КамАЗ: а — датчик ТМ-109 с терморезистором- б — поперечный разрез измерительного узла логометрического указателя термометра- в — электрическая схема измерительного узла лоїометрического указателя термометра на 21 В- г — диаграмма секторов напряженности катушек указателя- д — датчик ТМ-111 сигнализатора аварийной температуры

Ток, проходящий по первой цепи, создает практически постоянные векторы Н1 и H2 напряженности магнитного поля. Ток во второй цепи зависит от температуры датчика и значительно меняет величину вектора H3 напряженности третьей катушки, что вызывает поворот магнита со стрелкой относительно шкалы указателя. Когда температура терморезистора датчика низка, ток в катушке 15 создает незначительную напряженность Нx3, и суммарный вектор Hx∑- устанавливает магнит со стрелкой в область низких температур на шкале указателя. При высокой температуре датчика сопротивление терморезистора резко снижается, ток в катушке 15 увеличивается, вектор Нг3 напряженности магнитного поля этой катушки возрастает и суммарный вектор напряженности магнитного поля всех катушек Нг∑- поворачивает магнит со стрелкой по часовой стрелке в область высоких температур.

В корпусе указателя размещены термокомпенсационный константановый (100 Ом) и добавочный резисторы для указателей на 24 В сопротивлением 120 Ом. Основная допустимая погрешность комплекта при температурах 80 и 100°С не более ±5°С.

Применение стрелочного термометра не гарантирует того, что внезапное нарушение теплового режима будет сразу замечено водителем, поэтому в дополнение к стрелочному указателю может быть применен сигнализатор аварийной температуры, состоящий из датчика и сигнальной лампы А24-1, установленной в специальном гнезде с красным светофильтром, или специальный фонарь, монтируемый на приборной доске. На автомобилях КамАЗ применяется датчик ТМ-111 (рис. 57, д), который имеет массивный латунный корпус 25, на дне его под прижимной шайбой 24 находится термобиметаллическая пластина 19 с контактом 23. В выводном зажиме 21 может перемещаться на резьбе тарельчатый контакт 22. Температура замыкания контактов 92-98°С, завертывание тарельчатого контакта снижает температуру замыкания контактов. Выводной зажим вмонтирован в изолятор 20.



Возврат к списку