Сцепление грузовых автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ

Сцепление грузовых автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ

Сцепление грузовых автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ

Сцепление служит для кратковременного разобщения двигателя с коробкой передач.

В настоящее время на большинстве автомобилей с дизельными двигателями (МАЗ, КрАЗ и КамАЗ) применяется сухое фрикционное двухдисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами.

Устройство такого сцепления показано на рис. 71. К маховику 21 на шпильках крепится кожух 17 сцепления, вращающийся с ним как одно целое. Находящийся в кожухе нажимной диск 4 и средний ведущий диск 2 имеют на своей цилиндрической поверхности по четыре шипа (выступа), входящих в пазы маховика 21. Вращаясь вместе с маховиком, эти диски могут перемещаться в осевом направлении.

Средний ведущий диск 2 расположен между двумя ведомыми дисками 1, установленными на шлицах ведущего вала коробки передач. Нажимной диск находится под действием цилиндрических нажимных пружин 16, расположенных по его периферии и опирающихся на диск через теплоизолирующие шайбы 18. Нажимные пружины оказывают постоянное давление на ведущие и ведомые диски.

Двухдисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами, устанавливаемое на автомобилях МАЗ и КамАЗ
Рис. 71. Двухдисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами, устанавливаемое на автомобилях МАЗ и КамАЗ: 1 — ведомый диск- 2 — средний ведущий диск- 3 — установочная втулка- 4 — нажимной диск- 5 — вилка оттяжного рычага- 6 — оттяжной рычаг- 7 — пружина упорного кольца- 8 — шланг смазки муфты- 9 — петля пружины- 10 — выжимной подшипник- 11 — оттяжная пружина- 12 — муфта выключения сцепления- 13 — вилка выключения сцепления- 14 — упорное кольцо- 15 — вал вилки- 16 — нажимная пружина- 17 — кожух сцепления- 18 — теплоизолирующая шайба- 19 — болт крепления кожуха- 20 — картер сцепления- 21 — маховик- 22 — фрикционная накладка- 23 — ведущий вал- 24 — диск гасителя крутильных колебаний- 25 — пружина гасителя- 26 — кольцо ведомого диска- 27 — механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска

При выключении сцепления нажимной диск перемещается в противоположном от маховика осевом направлении. Отводится нажимной диск четырьмя оттяжными рычагами 6, шарнирно закрепленными в его проушинах на осях с игольчатыми подшипниками. Оси качания оттяжных рычагов с игольчатыми подшипниками установлены в вилках, закрепленных в кожухе сцепления. Внутренние концы оттяжных рычагов входят в упорное кольцо 14 и соединяются с ним специальными пружинами 7. Кольцо может перемещаться в осевом направлении вместе с выжимным подшипником 10 и муфтой 12 выключения сцепления, в которую упирается вилка 13, установленная на валу 15, соединенным через рычаг с тягой выключения сцепления.

При перемещении муфты 12 в сторону маховика рычаги 6 поворачиваются на своих осях, отводя нажимной диск в противоположном от маховика направлении. Пружины 16 при этом сжимаются, давление на ведомые диски 1 прекращается, и они перестают передавать крутящий момент ведущему валу 23, двигатель разобщается с коробкой передач. При выключенном сцеплении средний ведущий диск поддерживается в определенном положении автоматическим регулирующим устройством 27, что исключает трение ведомых дисков.

Для более плавной передачи крутящего момента ведомые диски имеют гасители крутильных колебаний фрикционного типа, состоящие из диска 24 гасителя, приклепанного к ступице, спиральных пружин 25, тангенциально установленных в окнах ведомого диска и колец 26 по обеим сторонам ведомого диска. При возникновении крутильных колебаний происходит трение между диском 24 и кольцами 26, поглощающее энергию крутильных колебаний и приводящее к их затуханию.

При отпущенной педали сцепления пружина 11 оттягивает муфту 12 с подшипником 10 от упорного кольца 14. Сцепление передает крутящий момент ведущему валу 23 коробки передач.



Возврат к списку