Стояночная тормозная система на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Стояночная тормозная система на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Стояночная тормозная система на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

У большинства грузовых автомобилей с дизельными двигателями применяется стояночный тормоз, действующий на трансмиссию посредством ручного механического привода. Такой тормоз применяется, в частности, на автомобилях МАЗ и КрАЗ. Во время движения им можно пользоваться только в аварийных случаях, так как он создает большую нагрузку, воспринимаемую механизмами трансмиссии. Длительное пользование трансмиссионным тормозом при движении автомобиля вызывает сильный нагрев тормоза, так как она не получает интенсивного охлаждения. На автомобилях МАЗ применен стояночный тормоз барабанного типа с двумя внутренними разжимными колодками.

Устройство стояночного трансмиссионного тормоза автомобиля МАЗ-500 показано на рис. 99. Тормозной барабан 1 установлен между фланцами карданного вала и ведущего вала главной передачи. К этим фланцам барабан крепят сквозными болтами и центрируют буртиками, выполненными на самих фланцах.

Стояночный трансмиссионный тормоз автомобиля МАЗ-500А
Рис. 99. Стояночный трансмиссионный тормоз автомобиля МАЗ-500А: 1 — тормозной барабан- 2 — суппорт ручного тормоза- 3 — колодка с накладками- 4 — рычаг кулака- 5 — ролик- 6 — кулак- 7 — пружина колодок

Суппорт 2 прикреплен болтами к картеру подшипников ведущего вала главной передачи. На суппорте размещены кронштейны разжимного кулака и оси тормозных колодок.

Колодки 3 закреплены одним концом на оси, а на другом конце имеют ролики 5, опирающиеся на разжимной кулак 6. Действующий на разжимной кулак 6 рычаг 4 надет на шлицы вала кулака. В момент торможения рычаг 4 поворачивает разжимной кулак 6, который прижимает колодки к барабану. В отторможенном положении колодки стянуты пружинами 7.

В действие ручной тормоз приводится тросом от рукоятки, расположенной под панелью приборов в кабине водителя. Длину троса регулируют вилкой с резьбовым наконечником, присоединенной к рычагу 4.

Стояночный трансмиссионный тормоз автомобилей КрАЗ (рис. 100) также барабанного типа. Он имеет одну наружную 13 и одну внутреннюю 12 колодки. Барабан 4 тормоза установлен на валу привода заднего моста возле раздаточной коробки. На картере раздаточной коробки укреплен кронштейн 17, служащий опорой для оси, на которой крепят наружную колодку. Против наружной колодки с внутренней стороны барабана расположена вторая колодка, связанная с первой двумя рычагами и пальцами. При торможении барабан зажимается между обеими колодками, приводимыми системой рычагов и тяг. В начале торможения к барабану прижимается наружная колодка, а вслед за ней вступает в действие внутренняя, усиливая торможение барабана.

Стояночный трансмиссионный тормоз автомобилей КрАЗ
Рис. 100. Стояночный трансмиссионный тормоз автомобилей КрАЗ: 1 — тяга привода- 2 — кронштейн вала промежуточных рычагов- 3 — промежуточные рычаги- 4 — барабан тормоза- 5 — тяга- 6 — рычаги колодок- 7 и 9 — верхняя и нижняя пружины тяги- 8 — поперечный рычаг- 10 — регулировочные эксцентриковые пальцы- 11 — гайки стяжных болтов- 12 — внутренняя колодка- 13 — наружная колодка- 14 — упорный винт наружной колодки- 15 — контргайка- 16 — кронштейн упорного винта- 17 — кронштейн наружной колодки

Зазор между барабаном и накладками тормозных колодок должен быть 0,7-1,0 мм. Регулируют зазор между барабаном и наружной колодкой упорным винтом 14 с контргайкой 15. Зазор между барабаном и внутренней колодкой регулируют эксцентриковым пальцем 10 на рычагах, связывающих обе колодки. Затем эксцентриковые пальцы затягивают гайками 11 стяжных болтов. Ручной привод трансмиссионного тормоза состоит из системы промежуточных рычагов 3, соединенных продольной тягой 1 с рычагом, установленным на полу кабины справа от водителя. Нижний конец этого рычага соединен с рычагом тормозного крана. Таким образом, водитель может приводить в действие пневматический привод тормозов прицепа при пользовании стояночным тормозом.



Возврат к списку