Спидометр с электроприводом СП-134

Спидометр с электроприводом СП-134

Спидометр с электроприводом СП-134 для автомобилей серии МАЗ-500А

Спидометр с электроприводом СП-134 (автомобили МАЗ-500А и др.) состоит из трех частей: датчика, преобразующего постоянное напряжение бортовой сети в трехфазное переменное напряжение изменяющейся частоты, приемника — трехфазного синхронного электродвигателя с возбуждением от постоянного магнита и обычного механизма магнитоиндукционного спидометра со счетным узлом. Датчик соединяют с приемником тремя проводами. Приемник конструктивно соединен с указателем спидометра.

Датчик (рис. 62, а) состоит из корпуса 8, отлитого из цинкового сплава, внутри которого в подшипниках вращается коллектор 9, выполненный в виде двух колец с выступающими в осевом направлении сегментами. Кольца коллектора соединены со щетками 5 питания датчика и при вращении попеременно соединяются своими выступающими сегментами с тремя токосъемными щетками 4. С этих трех щеток питание подается к обмоткам статора 11 приемника. Внутри корпуса датчика установлены резисторы 6, снижающие искрообразование. Зажимы 2 служат для присоединения проводов.

Датчик спидометра с электроприводом СП-134 для автомобилей серии МАЗ-500А

Приемник (рис. 62, б) имеет корпус 10 электродвигателя с трехполюсной обмоткой 11, в котором на двух подшипниках вращается постоянный магнит ротора 13 цилиндрической формы с двумя полюсами.

Приемник спидометра с электроприводом СП-134 для автомобилей серии МАЗ-500А

На валу ротора закреплен кольцеобразный магнит 14 скоростного узла спидометра. Ось картушки узла опирается на подшипники, один из них (поз. 15) встроен в конец вала электродвигателя. Электрическая схема спидометра с электроприводом показана на рис. 62, в.

За один полный оборот коллектора датчика потенциалы токосъемных щеток дважды меняют знак, проходя через нуль. Изменение напряжения на щетках в зависимости от угла поворота коллектора и изменение фазных токов I, II и III показано на рис. 62, г. Фазные токи создают в статоре приемника три пульсирующие намагничивающие силы, сдвинутые в пространстве под углом 120° и по времени на 1/3 периода вращения якоря датчика. Результирующая намагничивающая сила обмотки статора 17 за один оборот якоря делает один оборот, изменяясь скачками через каждые 30°. Двухполюсный ротор приемника, следуя за изменением направления намагничивающей силы статора, вращается синхронно с якорем датчика, тем самым обеспечивая дистанционную передачу от датчика к скоростному узлу спидометра.

Спидометр с электрическим приводом СП-134 для автомобилей серии МАЗ-500А
Рис. 62. Спидометр с электрическим приводом СП-134 для автомобилей серии МАЗ-500А: а — датчик- б — приемник с указателем- в — электрическая схема- г — диаграмма фазных токов в приемнике спидометра- 1 — кожух защиты зажимов- 2 — электрические зажимы датчика- 3 — крышка датчика- 4 — щетки питания фазных катушек приемника- 5 — щетка питания электропривода от бортовой сети- 6 — резисторы подавления радиопомех- 7 — вал привода якоря- 8 — корпус датчика- 9 — коллектор- 10 — корпус электродвигателя приемника- 11 — обмотка статора электродвигателя- 12 — электрические зажимы приемника- 13 — постоянный магнит ротора- 14 — магнит скоростного узла спидометра- 15 — картушка- 16 — подшипник картушки- 17 — обмотка статора- I, II и III — токи первой, второй и третьей фазы


Возврат к списку