Система питания дизельного двигателя воздухом. Часть 1.

Система питания дизельного двигателя воздухом. Часть 1.

Система питания дизельного двигателя ЯМЗ-236, ЯМЗ-740 воздухом

Часть 1

В систему питания дизельного двигателя воздухом входят воздушный фильтр, впускные трубопроводы, а у двигателей с наддувом — также и турбокомпрессор, нагнетающий воздух в цилиндры двигателя.

Воздушный фильтр должен обеспечивать тщательную очистку воздуха от пыли и других загрязнений. В настоящее время у дизельных двигателей применяют два типа воздушных фильтров: инерционно-масляные и сухие со сменным бумажным патроном.

На двигателях ЯМЗ-236 установлены инерционно-масляные воздушные фильтры. Такой фильтр состоит из стального штампованного корпуса, в верхней части которого находится фильтрующий капроновый элемент, а в нижней — масляная ванна. При работе двигателя воздух под действием разрежения поступает в корпус и движется вначале сверху вниз между его стенками и фильтрующим элементом. Затем кольцевой отражатель над масляной ванной меняет направление его движения, и воздух проходит вверх через капроновый элемент. Меняя направление движения, воздух теряет тяжелые частички пыли, которые оседают на смоченных маслом поверхностях, а затем попадают в масляную ванну. В фильтрующем элементе воздух дополнительно очищается, оставляя в нем более мелкие частицы пыли. Ударяясь о крышку, воздух еще раз меняет направление своего движения и поступает в центральный патрубок, по которому проходит во впускной трубопровод двигателя.

Инерционно-масляные фильтры, применяемые на двигателях Ярославского моторного завода, имеют двухслойную капроновую набивку. Первый слой имеет большую высоту, но меньшую плотность, второй (внутренний) слой, расположенный вплотную к первому, меньше по высоте, но обладает большей плотностью.

Двухслойная система дает возможность последовательно улучшать очистку воздуха. Капроновое волокно фильтрующего элемента смачивается маслом, увлекаемым воздухом, при его быстром движении над масляной ванной.

На автомобилях Минского автозавода с двигателями ЯМЗ-238 применяют воздушные фильтры сухого типа, вынесенные из подкапотного пространства.

Система питания воздухом двигателей автомобилей КамАЗ
Рис. 35. Система питания воздухом двигателей автомобилей КамАЗ: 1 — воздушный фильтр- 2 — входная труба- 3 — впускной трубопровод двигателя- 4 — индикатор- 5 — воздухозаборник- 6 — труба воздухозаборника- 7 — колпак- 8 — выходная труба- 9 — патрубок отсоса пыли

У автомобилей КамАЗ в систему питания двигателя воздухом (рис. 35) входят колпак 7 для отбора воздуха из атмосферы- труба 6 воздухозаборника- воздухозаборник 5, выполненный в виде гофрированного резинового патрубка- воздушный фильтр 1, патрубки и трубы 2 и 8, соединяющие воздухозаборник с воздушным фильтром- впускные трубопроводы и устройство для отсоса пыли из воздушного фильтра.

Воздушный фильтр двухступенчатый сухого типа со стальным штампованным корпусом большого объема. Поступая в корпус, имеющий инерционную решетку, воздух меняет направление своего движения, при этом из него выпадают крупные частицы, пыли. Пройдя первую ступень очистки, воздух попадает в сменный фильтрующий элемент из гофрированного кардана, где подвергается более тщательной очистке. После второй ступени очистки воздух направляется в выходную трубу 8 и далее во впускной трубопровод двигателя. Корпус фильтра очищается от пыли, которая отсасывается через патрубок 9, под действием разрежения, создаваемого в нем благодаря подсоединению его к выпускной системе двигателя.

Засорение фильтрующего патрона увеличивает сопротивление прохождению воздуха во впускную систему двигателя и соответственно увеличивает разрежение в ней. Чтобы своевременно можно было заметить вызванное этим понижение эффективности работы двигателя, на левом впускном трубопроводе 3 двигателя установлен индикатор 4 разрежения, сигнализирующий о засоренности воздушного фильтра.

Впускные трубопроводы у V-образных двигателей расположены в развале между цилиндрами. Они выполнены раздельно для правого и левого ряда цилиндров и объединены соединительным патрубком, на верхний фланец которого устанавливают воздушный фильтр. Крепятся впускные трубопроводы к головкам цилиндров болтами, а места соединений герметизируются уплотнительными прокладками.

Схема установки впускных трубопроводов показана на рис. 36.

Схема установки впускных трубопроводов и воздушного фильтра двигателя ЯМЗ-236
Рис. 36. Схема установки впускных трубопроводов и воздушного фильтра двигателя ЯМЗ-236


Возврат к списку