Система охлаждения двигателя КамАЗ 740. Часть 2

Система охлаждения двигателя КамАЗ 740. Часть 2

Система охлаждения двигателя КамАЗ 740

Часть 2

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1

Включатель гидромуфты КамАЗ (рис. 45) золотникового типа установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель гидромуфты с термосиловым датчиком двигателя КамАЗ
Рис. 45. Включатель гидромуфты с термосиловым датчиком двигателя КамАЗ: 1 — болт- 2 — шайба пружинная- 3 — крышка корпуса- 4 — корпус- 5 — шайба- 6 — возвратная пружина- 7 — золотник- 8 и 9 — уплотнительные кольца- 10 — пробка крана- 11 — штифт- 12 — рычаг пробки крана- 13 — пружина фиксатора- 14 — фиксатор рычага- 15 — крышка пробки крана- 16 — шайба регулировочная- 17 — гайка- 18 — термосиловой датчик

Включатель состоит из термосилового датчика, являющегося чувствительным элементом включателя, реагирующим на температуру охлаждающей жидкости, корпуса, крышки, золотника, шайбы, возвратной пружины, латунных регулировочных шайб, гайки крепления датчика, пробки, крышки пробки, рычага, фиксатора рычага, пружины фиксатора, уплотнительных колец.

При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик до 85—90°С, шток датчика перемещает золотник 7, который открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из головной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, трубке 5 (рис. 44), каналам в ведущем валу, по отверстиям в ведомом колесе поступает в рабочие полости колес. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента крыльчатке вентилятора.

При понижении температуры охлаждающей жидкости до 85°С золотник 7 (рис. 45) под действием возвратной пружины 6 закрывает масляный канал в корпусе 4, и подача масла в гидромуфту прекращается. При этом находящееся в гидромуфте масло через два отверстия в кожухе 3 (см. рис. 44) сливается в поддон двигателя, и вентилятор отключается.

Водяной радиатор — трубчато-ленточный («змейковый»), трехрядный, с трубками овального сечения, расположен перед двигателем. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и боковых стоек.

Верхний и нижний бачки припаяны к остову, состоящему из расположенных в три ряда трубок. Промежутки между трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной они образуют каркас радиатора.

В верхний латунный бачок впаян подводящий патрубок, в нижний — отводящий.

Радиатор крепят на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, степень сжатия которых ограничивается распорными втулками.

Жалюзи радиатора створчатые, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя, Закрывать жалюзи следует при прогревании двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.

Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, просасываемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора горизонтальных, узких пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их на своих осях. Жалюзи прикреплены к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.

Термостаты (рис. 46) с твердым наполнителем, прямым ходом клапана предназначены для автоматического регулирования теплового режима двигателя. Они размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

Термостат двигателя КамАЗ
Рис. 46. Термостат двигателя КамАЗ: 1 и 8 — стойки- 2 — баллон- 3 — активная масса (церезин)- 4 и 12 — клапаны- 5 и 7 — пружины- 6 и 10 — регулировочные гайки- 9 — шток- 11 — вставка резиновая с шайбой- 13 — основание

При прогревании холодного двигателя патрубок, соединяющий водяные полости блока с радиатором, перекрыт клапанами 12 термостатов, а перепускной канал к водяному насосу открыт клапанами 4. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогревание двигателя. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 80 ± 2°С активная масса 3 (цезерин), заключенная в баллоне 2 термостата, плавится, и объем ее увеличивается. При этом баллон 2 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 12 и закрывая клапан 4. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. Полное открытие клапана 12 происходит при температуре охлаждающей жидкости 93 ± 2°С, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости объем цезерина уменьшается, и клапаны под действием пружины 7 термостата занимают первоначальное положение.

Расширительный бачок 20 расположен на двигателе е правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором (см. рис. 42).

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха.

В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, обеспечивает в системе охлаждения избыточное давление до 0,65 кгс/см2. Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,01—0,13 кгс/см3.

Охлаждающую жидкость заливают в систему охлаждения двигателя через наливную горловину бачка, закрываемую герметичной резьбовой пробкой.

Уровень жидкости в расширительном бачке контролируют при помощи специального краника контроля уровня.

Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по стрелочному указателю, установленному на щитке приборов. 'При возрастании температуры в системе охлаждения выше 101 ± 3°С в указателе загорается контрольная лампа. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.



Возврат к списку