Система охлаждения двигателя КамАЗ 740. Часть 1

Система охлаждения двигателя КамАЗ 740. Часть 1

Система охлаждения двигателя КамАЗ 740

Часть 1

Система охлаждения двигателя (рис. 42) — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на постоянное применение низкозамерзающих жидкостей.

Система охлаждения двигателя КамАЗ
Рис. 42. Система охлаждения двигателя КамАЗ: 1 — трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку- 2 — трубка соединительная от компрессора к бачку- 3 — компрессор- 4 — труба водяная правая- 5 — труба водяная соединительная- 6 — труба водяная левая- 7 — труба перепускная термостатов- 8 — насос водяной- 9 — колено отводящего патрубка водяного трубопровода- 10 — крыльчатка вентилятора- 11 — кран сливной системы охлаждения- 12 — труба подводящая правого полублока- 13 — патрубок подводящей трубы- 14 — головка цилиндров- 15 — включатель гидромуфты привода вентилятора- 16 — коробка термостатов- 17 — патрубок отвода воды из бачка в водяной насос- 18— патрубок отбора воды в отопнтель- 19 — труба воздухоотводящая от радиатора к балку- 20 — бачок расширительный- 21 — термостат

Основными элементами системы охлаждения являются центробежный насос 8, радиатор, расширительный бачок 20, термостаты, перепускная труба 7, пятилопастной осевой вентилятор 10 с кожухом, жалюзи и гидромуфта привода вентилятора, а также трубопроводы и каналы в блоке и головках цилиндров.

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 75—98°С. Допускается кратковременная работа двигателя при температуре до 105°С. Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается автоматически термостатами и гидравлической муфтой привода вентилятора.

Нагретая жидкость из головок цилиндров через водяные трубы 16 и 27 поступает в термостатную коробку, откуда в зависимости от положения клапанов термостатов проходит через радиатор или через перепускную трубу и поступает в насос, из которого направляется в блок цилиндров и нагнетательный патрубок 9.

Водяной насос центробежного типа (рис. 43) обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Водяной насос двигателя КамАЗ
Рис. 43. Водяной насос двигателя КамАЗ: 1 — корпус- 2 — шкив- 3 — кожух- 4 и 5 — шарикоподшипники- 5 — втулка- 7 и 14 — кольца- 8 — отверстие для выхода воздуха- 9 — крыльчатка- 10 — пружина- 11 — манжета- 12 — валик- 13 — обойма манжеты

Насоc состоит из корпуса 1, валика 12, шкива 2, двух подшипников 4 и 5, шестилопастной крыльчатки 9, напрессованной на валик, и крышки 3 с торцовым уплотнением.

В корпус водяного насоса запрессовано кольцо 14 из графитовой композиции, с которым соприкасается торцовое уплотнение, состоящее из обоймы 13, резиновой манжеты 11 и упорного кольца 7. Пружина 10 поджимает торцовое уплотнение к кольцу 14.

При сборке насоса полость подшипникового узла на 1/3—1/2 объема (20—30 г) заполняют смазкой ЛИТОЛ—24 (ГОСТ 21150—75), которая удерживается в ней двумя манжетами. Пополнять смазку в процессе эксплуатации не надо.

Вентилятор осевого типа, пятилопастной, установлен соосно с коленчатым валом двигателя на ведомом валу гидромуфты. Он приводится во вращение гидромуфтой.

Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора кожухе, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению скорости потока воздуха, подаваемого вентилятором.

Гидромуфта вентилятора (рис. 44) предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, а также для гашения инерционных нагрузок, которые возникают при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Гидромуфта привода вентилятора двигателя КамАЗ
Рис. 44. Гидромуфта привода вентилятора двигателя КамАЗ: 1 — передняя крышка- 2 — корпус подшипника- 3 — кожух- 4, 7, 13 и 19 — шарикоподшипники- 5 — трубка корпуса подшипника- 6 — ведущий вал- 8 — уплотнительное кольцо- 9 — ведомое колесо- 10 — ведущее колесо- 11 — шкив- 12 — вал шкива- 14 — упорная втулка- 15 — ступица вентилятора- 16 — ведомый вал- 17 и 20 — манжеты с пружинами- 18 — прокладки

Передняя крышка 1 и корпус 2 соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.

Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 соединены между собой болтами и составляютведущую часть гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленчатого вала через шлицевой валик на шкив 11 привода генератора. Ведущая часть гидромуфты вращается в шарикоподшипниках 7 и 19.

Ведомое колесо 9 в сборе с валом, на котором крепится ступица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, передающей крутящий момент на вентилятор. Ведомая часть гидромуфты вращается в двух шарикоподшипниках 4 и 13.

Уплотнение гидромуфты осуществляется резиновыми манжетами 17 и 20.

Вентилятор может работать в одном из трех режимов:

  •      Автоматический вентилятор включается автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85—90°С, кран включения гидромуфты установлен в положение В.
  •      Вентилятор отключен — рычаг пробки установлен в положение 0. При этом крыльчатка вентилятора может иметь небольшую частоту вращения.
  •      Вентилятор включен постоянно. Рычаг установлен в положение П.


Возврат к списку