Система отопления и вентиляции грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Система отопления и вентиляции грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Система отопления и вентиляции грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Система отопления и вентиляции. Все современные автомобили с дизельными двигателями снабжаются системой отопления и вентиляции кабины.

Для обогрева кабины применяют систему жидкостного отопления, в которой теплоносителем является жидкость, отбираемая из системы охлаждения двигателя. Отопитель имеет два радиатора. Воздух, согреваемый проходящей через радиатор жидкостью, направляется в кабину и на обогрев переднего стекла.

Вентилятор отопителя забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя, а затем в распределительный канал. При помощи заслонки в канале можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и переднего стекла.

Для более эффективной работы системы отопления, при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т.е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте: отопитель — кабина — отопитель.

Схема системы отопления и вентиляции автомобилей МАЗ показана на рис. 125.

На переднем щите кабины установлен жидкостный отопитель 1 с двумя радиаторами, наклоненными на 10° в правую сторону для слива жидкости. Горячая жидкость поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя 7. Воздух, проходящий через радиатор отопителя, подается вентилятором 3 с электродвигателем 2* из-под облицовки передка кабины. Нагретый воздух поступает в кабину и для обогрева переднего стекла. Из нижней части радиатора отопителя жидкость по шлангу 8 отводится в подводящий патрубок насоса и таким образом возвращается в систему охлаждения.

Схема системы отопления кабины и вентиляции автомобиля МАЗ
Рис. 125. Схема системы отопления кабины и вентиляции автомобиля МАЗ: 1 — отопитель кабины- 2 — электродвигатель- 3 и 4 — вентиляторы- 5 — подводящий шланг- 6 — запорный краник- 7 — двигатель- 8 — отводящий шланг- 9 — сливной краник- 10 — палец- 11 — вентиляционный люк

При скорости движения более 40 км/ч для подачи воздуха в систему отопления можно использовать его естественный подпор, это позволяет выключить вентилятор. В нижней части подводящего шланга имеется сливной краник 9, позволяющий сливать жидкость из отопителя.

При температуре наружного воздуха ниже -15°С прибегают к рециркуляции воздуха. В этом случае воздух, поступающий в отопитель, забирается вентилятором непосредственно из самой кабины, для чего рукоятками открывают заслонки в рециркуляционных патрубках. Запорные краники 6 на отводящем коллекторе и подводящем патрубке насоса открывают только после того, как температура жидкости достигает 75°С.

Для вентиляции кабины служат два вентиляционных люка 11, а также поворотные и опускные стекла дверей кабины. Кроме того, по требованию заказчика может быть установлен дополнительный вентилятор.

У автомобилей КамАЗ отопитель расположен в средней части внутренней панели передка кабины. Горячая жидкость подается в нижнюю часть отопительного радиатора из водяной рубашки блока цилиндров и проходит через регулировочный кран отопления. Воздух, нагреваемый радиатором отопления, проходит через решетку облицовочной панели. Циркуляция воздуха происходит под действием двух электровентиляторов, подающих нагретый воздух к соплам обдува переднего стекла. Часть теплого воздуха поступает к ногам водителя и пассажиров из отверстий в двух воздухораспределителях. Заслонки в воздухораспределителях позволяют распределять подаваемый воздух и при необходимости направлять большую часть его для обдува стекол кабины. Теплый воздух обогревает не только переднее стекло, но и стекла дверей кабины, для чего имеются направляющие решетки, расположенные с правой и левой сторон щитка приборов.

В современных автомобилях с дизельными двигателями большое внимание уделяется шумо- и теплоизоляции кабины. Поскольку дизельные двигатели работают с значительно большим шумом, чем карбюраторные, необходимо ослабить шум, проникающий в кабину. Повышенный шум утомляет водителя и мешает ему воспринимать на слух работу различных механизмов.

Хорошая звукоизоляция кабины достигается покрытием внутренних поверхностей панелей кабины специальной мастикой. Кроме того, для шумо- и теплоизоляции используют стекловолокно, многослойный гофрированный картон, а также мягкую обивку из перфорированной искусственной кожи.

* Автомобиль МАЗ-504В имеет два электродвигателя и два вентилятора, каждый из которых «блокирован на одной оси со своим электродвигателем.



Возврат к списку